Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Опухоль: жизнь после двух операций

Болезни сердца и кровеносных сосудов

Опухоль головного мозга

Сразу после  Великой Отечественной войны в СССР вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Раненый летчик с обмороженными ногами несколько суток полз по лесу, выжил, а после ампутации обеих  ног снова сел за штурвал и воевал до самой победы. По этой книге воспитывалось не одно поколение советских людей. Она учила стойкости и мужеству в казалось бы совершенно безвыходных ситуациях. Сегодня книга не входит в школьную программу, а жаль… Ведь и в мирное время нередко мы сталкиваемся с неожиданными испытаниями. Можно смириться с судьбой, люди не осудят. Но есть среди нас и такие упертые, которые пытаются переиграть обстоятельства, карабкаются, стиснув зубы, и судьба им покоряется. В Кызылорде живет и работает замечательный журналист, мужественный Человек Валерий Григорьевич Хижняк, перед которым я преклоняю голову.

Инсульт на ногах

Первые признаки заболевания у Валерия Григорьевича появились в 2002 году: внезапная головная боль, судороги левой части тела. На приеме у врача ему поставили диагноз — «инсульт, перенесенный на ногах». Когда выяснилось, что назначенное лечение не помогает, ему порекомендовали пройти томографию головного мозга. Тогда с подозрением на опухоль его и направили в Алматы. В Диагностическом центре подозрения подтвердили, правда, успокоили: опухоль доброкачественная. На операцию Валерия Хижняка определили в  Городскую больницу № 7.

Операция прошла успешно, уже на десятый день Валерий  Григорьевич начал ходить. Вернулся в родной город, а через месяц приступил к работе и о болезни и последующей операции уже и не вспоминал. В редакции никто не догадывался о его заболевании, он по-прежнему писал материалы, диктуя их по телефону секретарше, и о болезни предпочитал не рассказывать.

Второй  раз в ту же воронку

По требованию врачей раз в год он должен был проходить амбулаторное обследование. На четвертый год прозвенел второй тревожный звонок: практически на том же участке головного мозга была обнаружена похожая опухоль. Как же не хотелось ложиться под скальпель второй раз! И тут подсказали адрес врача, который вроде бы лечит такие опухоли с помощью лучей.

«Я решил попробовать  вылечиться без хирургического вмешательства, — рассказывает Валерий  Григорьевич. Прошел курс, поредели волосы на голове. Однако через год очередное плановое обследование показало — опухоль никуда не делась, лучевая терапия не помогла, повторная операция неизбежна».

Опять ухудшилось самочувствие: появились неприятные ощущения — скованность в движениях, головная боль, головокружение, слабость, раздражительность, метеозависимость, онемение конечностей. В июле 2007 года в  Алматы в редакции еженедельника «Аргументы и факты Казахстан» проводилось совещании собкоров. Находясь в командировке, Валерий Григорьевич с трудом, но добрался до 7-й горбольницы. Выводы врачей были неутешительны. И как было отмечено в больничной карточке, «после удаления менингиомы средней трети фалькса справа выявился продолженный рост».

В этом — все коварство опухолей. На этот раз ко всем прочим неприятностям опухоль пережала крупный сосуд, и удалить ее смогли, лишь перерезав этот сосуд. Любой врач сразу поймет, насколько тяжелым оказался случай. Правда, пациента опять успокоили — со временем на месте удаленного сосуда нарастет сеть мелких капилляров, и потерянные функции должны восстановиться.

«Оперировал  меня гениальный нейрохирург Мейман Кожекович Кожеков, он одним из первых стал обладателем «Золотого Скальпеля» — недавно учрежденной хирургами Казахстана профессиональной награды, — вспоминает Валерий Хижняк.- У него практический опыт более 40 лет». Коллеги утверждают, что опухоль он способен распознать и без томографии. При плотной высокой фигуре у него чуткие и подвижные пальцы. И хотя он потерял счет проведенным операциям, каждая из них — уникальная. Он и не скрывает, что перед любой операцией испытывает волнение и даже страх, но именно эти чувства помогают ему сконцентрироваться, ведь в ходе операции приходится внедряться в самые глубины человеческого мозга».

Я — не бамбук

Редакция «АиФ Казахстан» не осталась в стороне от беды — Валерия  Григорьевича навещали сотрудники и руководство. Чтобы он с женой  добрался до Кызылорды, нашли коляску, доставили к поезду и посадили в вагон. Кроме того, сохранили за ним рабочее место. Хотя и получает Валерий Григорьевич пособие по инвалидности, но вряд ли его хватило бы на дорогостоящие лекарства, массажи и физиолечение.

«Приобретенный  опыт иногда расхолаживает, — говорит Валерий Григорьевич. — То, что после первой операция я в течение месяца встал на ноги и потихоньку пошел, вселяло надежду, что так же случится и после второй. Благо опухоль была гораздо меньше. Однако через 20 дней неподвижного лежания в больнице стало понятно, что дело гораздо серьезнее. Когда нарастут мелкие сосуды, которые заставят работать двигательные центры мозга, никто не знал. «Необходимо время», — сказали мне. Уже дома спортивный врач Сакен Донесов сказал: «Ваш позвоночник напоминает бамбук. Будем разминать». Для меня придумали специальное приспособление — «виселицу»: при помощи шнура поднимают ноги и разрабатывают застывшие мышцы. Передо мной подвесили кольца. Это для рук, они облегчают перемещения по кровати. С той поры с ладоней уже не сходят мозоли.

В подобной ситуации вимательно фиксируешь все, что может помочь: купили колючие мячики для массажа рук — мнешь их и таким образом разрабатываешь пальцы. Врачи посоветовали понемногу начинать двигать ручкой или карандашом. Это помогает восстанавливать концентрацию сознания. Но просто так водить карандашом по бумаге неинтересно. Начал писать, а потом переписывать небольшие тексты. Каракули получались жуткие, но постепенно буквы становились четче, можно было прочитать написанное. Через месяц приступил к самостоятельному набору текста на компьютере».

Моя жена — поддержка и опора

С таким диагнозом в девяноста процентах случаев люди сдаются — оформляют инвалидность как индульгенцию и ставят на своей жизни крест. Знакомый Валерия Григорьевича — дальнобойщик по профессии, оказавшийся в схожей ситуации (инсульт с кровоизлиянием в мозг), сидит подле телевизора и потихоньку толстеет. Валерий Хижняк выбрал другой путь: как он сам говорит, вот уже 4-й год барахтаюсь, как та лягушка в кувшине с молоком. С утра зарядка самостоятельно. Потом массаж и упражнения с женой Галиной. Иногда хочется бросить все и просто отдыхать. Никто не осудит. Но как важно в такой ситуации иметь рядом близких людей, чувствовать их поддержку.

«Поражаюсь упорству и самопожертвованию Галины, — говорит Валерий Григорьевич. — Ей все-таки труднее, но как бы она себя ни чувствовала, мне — не дает расслабиться. «Это нужно не тебе, это нужно нам всем — и мне, и твоим детям, и внукам», — говорит Галина, и я поднимаюсь и выполняю все ее требования. Каждое утро меня обязательно «расхаживают» — опираясь на хрупкие плечи Галины и мощные — зятя Анатолия, «нарезаю» круги по квартире. Со временем получается все лучше: прежде носок левого чувяка протирался за два-три месяца, теперь уже держится семь месяцев и только появляются первые наметки потертости.

Потом — упражнения с ходунками, после которых дают отдохнуть до обеда, в это время я работаю за компьютером и с телефоном. Перед обедом — приседания у шведской стенки, упражнения с гантелями. После обеда — отсидка, как у космонавтов. Только они в кабине корабля, а я на диване. Оказывается, чтобы просто сидеть, тоже требуются немалые усилия. К вечеру — опять упражнения с ходунками. Затем массажер и эспандер. После восьми вечера короткий отдых и начинаем упражнения лежа. Завершается «рабочий» день ближе к 10-и вечера опять-таки шведской стенкой».

В прошлом году местный журналист Алибек Байшуленов сумел пригласить к Валерию Григорьевичу нейрохирурга, доктора медицинских наук из Караганды. После осмотра и продолжительной беседы доктор даже удивился, что в домашних условиях возможно достичь таких результатов после сложнейшей операции.

«Главное в  такой ситуации — ощущать свою нужность. У меня наработаны хорошие деловые связи, поэтому люди не отказываются давать мне интервью по телефону. Когда привычная схема не срабатывает, пишу жене вопросы, и она идет и записывает интервью на диктофон. А я уже с диктофона пишу статьи. Публикации моих материалов — это тоже поддержка для меня, не только финансовая, но и психологическая, чисто человеческая».

За мужество и верность профессии

В июне 2008 года решением правления Союза журналистов Казахстана за выдающиеся заслуги и весомый вклад в развитие казахстанской журналистики, активную жизненную позицию и верность профессиональному долгу собственный корреспондент еженедельника «АиФ Казахстан» по Кызылординской области и городу Байконур был награжден нагрудным знаком «Казакстаннын курметтi журналисi». В 2009 году в канун профессионального праздника аким области вручил Валерию Хижняку специальный приз за мужество. У Валерия Григорьевича множество грамот, в том числе Почетная грамота Президента Республики Казахстан.

Он старается меньше говорить о своей  болезни. Когда получил приглашение в Питер на конференцию по Аралу, просто сослался на болезнь. Сейчас его приглашают на Балтийские чтения. У него много задумок и планов. Сегодня для него главный девиз — слова Юрия Олеши «Ни дня без строчки». Работа не позволяет ему потерять форму и сдать свои позиции.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x