Каждый из нас мечтает добиться успеха. Мы учимся, повышаем квалификацию, проходим множество всевозможных тренингов, и вот впереди уже маячит ярким светом долгожданная цель. И хотя еще вчера была полная уверенность в победе, нет никаких предпосылок для провала, почему-то в шаге от желанной цели хочется все бросить и убежать. В чем причина? Почему такое случается? Об этом мы решили спросить психолога аналитического направления, педагога-психолога высшей категории Шевелеву Елену Витальевну.
- Понятие успех
- Желание добиться успеха – это наша естественная потребность
- ЭЗ: В чем причина такого явления, как «страх перед победой»?
- модели поведения
- ЭЗ: Существуют ли какие-то специальные техники или упражнения, позволяющие справиться с этим состоянием самостоятельно?
- Далее поищите ответы на следующие вопросы:
- ЭЗ: Что делать в случае провала, если победы достичь не удалось? Как не навесить на себя ярлык неудачника?
Понятие успех
В наше время скоростей и конкуренции планка успеха установлена очень высоко. Во многих программах образования и воспитания детей такая ценностная категория, как «конкурентоспособная личность, стремящаяся к успеху», должна присутствовать обязательно.
Однако понятие «успех» для каждого человека сугубо индивидуальное. Для одного это спортивное достижение на уровне школы, для другого – победа в масштабах страны или мира. Кто-то рад, что у него после долгих трудов зацвели сортовые цветы на подоконнике, а другому человеку для того чтобы добиться успеха необходимо вырастить целое поле цветов. Мера успеха для каждого индивидуальна, но эффект удовольствия, чувство значимости и гордости, вызванные достижением, примерно одинаковы.
Зачем нам успех? Почему мы к нему стремимся? Многое объясняется, если рассмотреть наши потребности через теорию «Пирамиды Маслоу».
Американский психолог Абрахам Маслоу разделил потребности человека на группы. К примеру, группа базовых потребностей направлена на удовлетворение физиологических нужд. В еде, сне, отдыхе и пр.
Следующая ступень – потребности в безопасности. То есть если мы голодны, то, несмотря на опасность, будем добывать себе еду. И уже после того, как насытимся, сможем думать об организации безопасной среды (вспомним древних людей, который ради пищи могли днями охотиться за добычей).
Потребности более высокого уровня – в принятии и любви. Следующая категория – потребность в признании и уважении, в достижении успеха. На вершине пирамиды – потребность в творчестве и самоактуализации.
Суть пирамиды А. Маслоу – в понимании иерархии потребностей человека. Если не удовлетворены и не реализованы первичные базовые потребности, не может быть речи о реализации потребностей высшего порядка. Одним словом, голодному не до театров. А не принятый в коллективе человек вряд ли найдет в себе силы к творчеству.
Желание добиться успеха – это наша естественная потребность
Потребность заявить о себе миру, быть замеченным и признанным в социуме. Однако зрелую личность характеризует еще и потребность в самоактуализации. То есть поиски и совершенствование себя в той области, которая помогает реализовать врожденные способности, присущие индивиду и отличающие его от других.
ЭЗ: В чем причина такого явления, как «страх перед победой»?
– Да, действительно, существует такой эффект: «начал, стремился, но в последний момент бросил». Успех редко кому дается легко. Однако большинство людей трудности не останавливают. Более того, они мотивируют их на еще большие усилия для достижения цели. Но есть и те, кто «пасует» перед проблемами. Причин может быть несколько.
Если мы обратимся к аналитической психологии, то объяснением «страха перед победой» могут стать бессознательные негативные установки, полученные от родителей. Например, если вы слышали в детстве такие фразы: «Ты же бестолковый», «У тебя ничего не получается», «Ты ничего не можешь довести до конца». То высока вероятность, что в момент испытания вы выберете стратегию «пасования» перед трудностями.
Еще одна возможная причина – эффект влияния доминантной родительской сверхопекающей фигуры. Если в детстве вы росли в сверхопекаемой среде, чересчур зависели от родительского мнения. То в кризисный момент у вас автоматически возникает вопрос: «А что про это думают мама и папа?» Вам как будто нужно получить родительское разрешение на право быть «героем».
модели поведения
Отдельно хочется сказать о модели поведения, которая носит название «выученная беспомощность» или «избегание неудач». Это приобретенный паттерн (модель поведения). Формируется он следующим образом. Возможно, в детстве вы стремились быть на виду, стать лучшими. Но вам не хватило элементарных знаний и навыков или же просто смелости, чтобы самоутвердиться в социуме среди сверстников или взрослых. На фоне этого происходили поражения, неудачи, которые подкреплялись негативными отзывами ребят, учителей, взрослых. Таким образом, у вас сформировался страх быть осмеянным или раскритикованным, который диктует выбор стратегии «избегания неудач». И если в детском или подростковом возрасте вы не ощущали поддержку семьи. То эта модель поведения закрепилась в подсознании и была перенесена во взрослую жизнь.
Еще одна причина – боязнь выхода из зоны комфорта. Образно говоря, вы можете ехать в фешенебельном люксовом купе, но ехать бесцельно, куда везет поезд. А вот чтобы достичь своей цели – нужно выйти из этого купе. Возможно, даже пересесть в общий вагон или плацкарту, но попасть именно в тот поезд, который вам нужен. Это может казаться страшным. Это потребует от вас большего мужества, запаса сил и вложений в себя. Однако только осознавая необходимость выхода из зоны комфорта, преодолевая инерцию и страх, вы сможете добиться успеха и гордиться этими достижениями.
ЭЗ: Существуют ли какие-то специальные техники или упражнения, позволяющие справиться с этим состоянием самостоятельно?
- Ну, во-первых, задайте себе следующие вопросы:
- Нужен ли мне именно этот конкретный успех?
- Этот успех нужен мне или моим родным?
- Нужно ли мне – взрослому – это достижение или я все еще маленький и стремлюсь кому-то и что-то доказать?
Далее поищите ответы на следующие вопросы:
- Достаточными ли навыками я сейчас обладаю для достижения успеха?
- И что я уже сделал на пути к успеху?
Это вопросы о связи ваших устремлений с реальностью. Случается так, что человек погружен в свои размышления и фантазии, но не подтверждает свое стремление к успеху поступками. То есть, рассчитывая на успех, он не так много тренируется, не проявляет настойчивость, что-то делает, но хаотично и непоследовательно.
ЭЗ: Что делать в случае провала, если победы достичь не удалось? Как не навесить на себя ярлык неудачника?
– Прежде всего надо осознать причины поражения, сформулировать для себя условия достижения успеха. Только осознание и рефлексия, трезвый взгляд на себя, свои навыки и возможности поможет встать на путь желаемого и реально достижимого успеха. То есть если вы слабы в математике и имеете слабую физическую подготовку, конечно, сложно рассчитывать на то, что вы станете космонавтом. Но стоит ли из-за этого считать себя неудачником?
Стремление к достижению успеха – это то, что сопровождает нас на протяжении всей жизни. Поэтому важно научиться видеть свои успехи. В случае неудачи принимать себя и уметь договариваться с самим собой. Выстраивать планомерную и последовательную стратегию достижения успеха!