Эксперт здоровья » Рубрики » Психология » О чем переживает школьник

  О чем переживает школьник

  Автор: Манерова В. | 10-04-2009 | Просмотров: 2666 | Комментариев: (0)

О чем переживает школьник

Школьники

Почему мы подняли тему школы весной? Ведь впереди лето, каникулы, а встреча с классом теперь предстоит только осенью. Но ведь именно сейчас многие родители занимаются выбором школы для своего ребенка, а кто-то задумывается о том, стоит ли переводить свое чадо в другой класс или даже в другую школу, чтобы помочь ему стать более уверенным в общении с одноклассниками. Уже сейчас лучше начать подготовку к будущему школьному сезону, ведь многие проблемы можно предупредить, если заняться их профилактикой заранее.


Многие родители, отдавая своих детей в школу, невольно вспоминают себя, свои школьные годы, заполоненные как достижениями и успехами, так и неудачами, оставляющими еще больший след в душах. Ни для кого не секрет, что из школы мы выносим во взрослую жизнь не только «разумное, доброе, вечное», но и не столь доброе, и к тому же ужасно долговечное - всевозможные комплексы. Впоследствии причины, формировавшие их, могут бесследно исчезнуть, но сам комплекс остается с нами, он словно срастается с нашей личностью, становится частью нас, воздействуя на самооценку, на отношение к окружающим нас людям, да и саму жизнь. Вот этим комплексы и опасны. Для того чтобы уберечь детей от них, надо, как говорится, знать врага в лицо. 

Комплекс неудачника

Все мы разные. Кто-то быстро и легко осваивается в новом коллективе, кому-то это привыкание дается с большим трудом. Что же говорить о детях? Ребенок, который в свое время не имел возможности посещать детский сад, общаться со сверстниками, будет с большой настороженностью входить в новый для него коллектив. Что делать, если именно вашему сыну или дочери трудно войти в детское общество? Настя - домашняя девочка, малообщительная, застенчивая, очень переживала, поступая в школу. И пока она присматривалась ко всему, что ее окружало, ее одноклассники, быстро сдружившись, весело проводили время на переменах, активно вели себя на уроках. Ей же, наоборот, чрезвычайно трудно было высказать свои мысли вслух, несмотря на то, что она была отлично подготовлена, бегло читала, замечательно рисовала. По словам учителя, если она и привлекала к себе внимание одноклассников, так это своей робостью, скованностью и молчанием. И чем дальше, тем труднее ей было перешагнуть через образовавшийся барьер.

Лишь неравнодушие, профессионализм учительницы помог Насте не замкнуться в себе. По окончании начальных классов, по ее совету, девочку перевели в другую школу, в более сильный класс, где ее отношения с ребятами стали складываться с чистого листа. К всеобщему облегчению у нее появились близкие подруги, исчезла робость и постоянная неуверенность в своих силах. В подобных ситуациях ребенку может помочь учитель, наладив с ним контакт, целенаправленно стремящийся сблизить его с другими учениками, если же этого не произойдет, то положение ученика будет незавидным. Невольно ребенок начнет думать, что у него ничего и никогда не получится, что он плох, да что там - хуже всех. Отсюда, как следствие, ребенок замыкается в себе, ищет уединения, хотя всеми силами души мечтает о дружбе с одноклассниками. Еще не взявшись за какое-то дело, он будет уверен в его провале, а вскоре и вообще будет бояться браться даже за пустяковые дела.

Вот так и формируется синдром неудачника, который может закрепиться на всю жизнь, если вовремя не помочь ребенку. В данной ситуации родителям стоит уделять своему ребенку больше внимания: выслушивать внимательно и до конца, не перебивать, спрашивать, интересоваться - помогайте своему ребенку «разговориться», учиться говорить о том, что он думает и чувствует, чего он хочет. Отлично, если еще до школы у будущего первоклашки появится возможность потренироваться в коллективной жизни - это не обязательно должен быть детский сад, подойдут и групповые занятия несколько раз в неделю.

Комплекс пассивного наблюдателя

В современном мире быстрыми темпами развиваются всевозможные центры дополнительного образования, которые могут принимать в свои стены малышей, едва те научатся ходить. И это хорошо. Родители, стремящиеся развить свое чадо, водят его по музеям, театрам, читают не только сказки, но и увлекательные тома красочных энциклопедий. И это не просто хорошо - это замечательно! Результатом этого труда и заботы будет то, что ребенок придет в школу отлично подготовленным, эрудированным. Но и здесь не обойтись без подводных камней.

К примеру, Таня, поступая в школу, уже посещала художественную студию, да и уровень подготовки был достаточно высок. Родители в шутку говорили, что ей можно экстерном пару классов сдать. И, соответственно, ожидали успешного, плодотворного обучения дочери. Каково же было их удивление, когда у девочки, спустя небольшое время, пропал интерес к школьным занятиям. И тут нет ничего удивительного. Ведь она ждала, что каждый день будет приносить ей массу новых открытий, а сталкивалась с тем, что из урока в урок проходят то, что она давно уже знала. В результате родители слышат от учителя, что, мол, ваша Танечка - умница, талантливая, способная девочка, но на уроках ленится, не работает, словно ее и нет. Но дело, как вы понимаете, не в лени. Психологи называют это комплексом пассивного наблюдателя.

Комплекс пассивного наблюдателя опасен тем, что у ребенка будет формироваться определенная жизненная позиция. Она пойдет рука об руку с ним и в институте, и на рабочем месте. Выходом из этого положения будет поиск школ и классов с серьезной программой, соответствующей уровню знаний ребенка.

Комплекс двоечника и отличника

Все мы окончили в свое время школу и прочно уяснили для себя один важный момент - нас оценивают. Всех. В одних школах эти оценки расплывчаты, в других довольно категоричны. Если ты ударник, а еще лучше – отличник, значит, хороший. Если двоечник - то плохой. По словам Николая Николаевича Нарицына, врача-психотерапевта, психоаналитика из Москвы, именно оценка, выставляемая учителем, будет определять статус ребенка в школьных стенах. «Поначалу, когда детишки еще не умеют разбираться, кто на самом деле чего стоит, этот статус определяется оценками взрослых, то есть школьными отметками. И если первоклассник получил двойку, это может стать причиной того, что в школу он больше идти не захочет. Поэтому у многих учителей начальных классов есть хорошая практика: в первые полгода учебы вообще не ставить отметок».

Но и отличные отметки могут стать своего рода наказанием. К примеру, такая фраза учителя: «Вам бы всем учиться, как Катенька, а вы…». И это противопоставление не замедлит отрицательно сказаться на общении отличника с другими одноклассниками. Кроме того, по словам Николая Николаевича, у некоторых педагогов и детских психологов есть даже понятие - «наркомания отличника». Имеется в виду самая настоящая зависимость от пятерок - в конце концов, ученик, который стремится любой ценой получить «отлично», перестанет воспринимать знания как таковые, а будет обращать внимание только на то, чтобы за его действия был выставлен высший балл. Ребенка в таком случае заботят не знания предмета, а умение подлаживаться под требования конкретного педагога. Возможно, этим и объясняется тот факт, что из отличников не всегда вырастают успешные люди.

В будущем и двоечники, и отличники будут остро ощущать зависимость от чужого мнения. Но из этого не следует, что нужно пускать учебу ребенка на самотек или не обращать внимания на его успехи. Важно то, чтобы для нас, как для родителей, оценки не стали главным критерием отношения к своему ребенку.

Не допустить формирования у ребенка комплексов или избавиться от уже приобретенных поможет наше родительское участие, внимание и профессиональная помощь школьных психологов. И, конечно же, огромную роль играет социальная подготовка ребенка к школе: давайте возможность своему ребенку больше общаться со сверстниками в различных жизненных условиях, так вы поможете ему научиться легче адаптироваться в любом коллективе - не только в школе, но и в дальнейшей жизни.




 

Не нашли ответ на свой вопрос? Спросите у эксперта.

Похожие статьи:
    Первая школа жизни Здоровье ребенка. Что в первую очередь волнует наших детей, отправляющихся с наступлением нового учебного года в школу? Успеваемость? Возможность окончить четверть «на отлично» или хотя бы без троек? А может, летом они ломали головы над тем, какой ремонт сделан в их школе и произошли ли изменения в преподавательском составе? Вы и сами понимаете, что, перейдя на сленг наших чад, все это им фиолетово....

    Первый раз в первый класс! Для многих родителей первоклассников приближение осени связано не только с торжественным событием – поступлением ребенка в школу, – но и некоторыми страхами и сомнениями: насколько гладко пройдет его адаптация к новой жизни?...

    Школа для моего ребенка Заканчивается учебный год, и кто-то за лето должен определиться с выбором школы для своего новоиспеченного первоклашки, кто-то думает о том, чтобы сменить школу по той или иной причине. Без сомнения, этот выбор очень важен, ведь школы оказывают влияние на будущее наших детей. Конечно, то, какими вырастут наши дети, кем они станут, зависит в первую очередь от нас самих, а потом уже от того образовательного учреждения, которое они посещали. Задача родителей – привить ребенку качества,...

    Где учиться детям с ограниченными возможностями? Здоровье ребенка. Самое важное для большинства родителей – здоровье их детей. Когда выясняется, что ребенок болен и переходит в разряд так называемых «детей с ограниченными возможностями», родителям бывает сложно принять этот факт. В какой-то момент перед ними встает сложная дилемма: в какую школу отдать ребенка, в общеобразовательную или специализированную? Как не ошибиться в выборе, подсказывают заведующая реабилитационным центром, психолог ННПЦ КП (Национальный...

    Изгои и обидчики Я не хочу идти в школу» – обычно родители не придают большого значения этим словам, принимая их за простой каприз. И зря. Возможно, нежелание ребенка ходить в школу связано с тем, что у него не складываются отношения с одноклассниками или учителями. Быть изгоем в классе, «мальчиком для битья» – тяжелая ноша, а равнодушие родителей в этой ситуации часто приводит к трагичным, необратимым последствиям. Согласно мировой статистике, Казахстан уже много лет удерживает...

Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:

АРХИВ НОМЕРОВ
КАК ЛЕЧИТЬ
Остеохондроз
Шейный, шейно-грудной, поясничный
Профилактика и лечение.

Простатит
Как уменьшить воспалительный процесс
в предстательной железе?

Внутричерепное давление
Как измерить внутричерепное давление?
5 причин - провокаторов ВЧД

Панкреатит
Народное лечение панкреатита.
Особенности. Травы. Диета

Воспаление яичников
Эндометриоидные кисты. Причины возникновения

ОБЛАКО ТЕГОВ


О проекте / Вакансии / Реклама / Наши партнеры / Контакты / Обратная связь /

"Эксперт здоровья" - научно-популярный медицинский сайт. Только правда о красоте и здоровье от профессионалов.
2010-2014 © Все права защищены. При цитировании материалов данного сайта ссылка обязательна. Разработка сайтов WebNavigator
Наши социальные проекты: Вконтакте Twitter Мой Мир