Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Как выбирать будущую профессию — советы бывалого

Как выбирать будущую профессию Психология

Весна наступила, все радуются первым теплым денечкам. А для старшеклассника — весна уже не в радость… Во всяком случае, в выпускном году уж точно. Потому что на это чудное время года приходится разгар подготовки в вузы. И как выбирать будущую профессию?

А зачем мне это?

«А зачем мне это надо?»- меня, как преподавателя, такой вопрос от учеников всегда ставил в тупик. Но вообще-то я и сама прекрасно помню свою немую маету и в школе, и в университете, когда было непонятно, что я тут вообще делаю: и неинтересно, и бесполезно, и как мне это в жизни поможет — тоже большой вопрос.

Постепенно зарождается смутное ощущение, что твоя учеба нужна кому угодно, но не тебе самому: родителям, государству, учителям… И это, в принципе, справедливо: выучить все, чем они тебя пичкают, почти невозможно, а что выучишь, все равно забудешь за ненадобностью.

При этом учителя требуют уважения, а родители послушания. И все в один голос нудят: «Ну как ты не понимаешь? Это же для себя самого ты делаешь! Хорошо выучишься — будешь хорошим человеком, получишь хорошую работу…» А потом то же самое продолжается в ВУЗе. Учителя попадаются разные, причем как люди и профессионалы они не всегда вызывают доверие у учеников, а хамить им — себе дороже. Что же со всем этим делать?

Как экономить силы и получать все, что нужно

Конечно, образование тебе необходимо. Но применяется оно в жизни как угодно, только не по прямому своему назначению — стать умным, а потому богатым. То есть, чтобы иметь возможность обеспечить себе желаемый уровень достатка, действительно выгодно много знать и уметь. Но эти знания и умения приобретаются не столько на парах или уроках, сколько в процессе самостоятельной работы и исследований.

В школе тебе дают только наметки на то, что ты можешь освоить, если тебе это интересно. Другими словами, некий ряд предметов, из которых ты имеешь полное право выбрать один (или парочку родственных, например, биологию и химию) особенно интересный тебе, чтобы потом заниматься им во всем многообразии уже в ВУЗе. А заняться там будет чем, поверь!

Выбрать то, что тебе интересно и важно, — это самое полезное, что ты можешь сделать для себя в процессе обучения в школе. Я преподаю иностранный язык и могу сказать, положа руку на сердце: лучший подарок — это ученик, который лично заинтересован в своем продвижении и получает удовольствие от процесса обучения. Таких не надо даже мотивировать на то, чтобы они дома занимались. Они сами себе ищут и возможности практики, и учат больше, чем я осмеливаюсь задать.

К сожалению, на выбор профессии чаще всего влияют какие-то меркантильные соображения, мол, при такой специальности я точно всегда при деньгах буду. Но при таком подходе будет ужасно тяжело дотянуть до выпуска, а потом работать по приобретенной профессии серьезно, с удовольствием, драйвом и самоотдачей — это вряд ли получится. Легче удавиться.

Занятие, к которому лежит душа, само по себе дает много сил и удовольствия. Первое, что тебе было бы выгодно сделать, чтобы обеспечить всю свою дальнейшую жизнь и счастьем, и деньгами, и здоровьем, это найти свои личные причины, по которым ты хочешь работать по той или иной специальности. Без этого никуда.

Приоритеты студенческой жизни

Мой папа, когда я выбирала ВУЗ, говорил: «После института остаются только друзья и связи». Сейчас я с ним не полностью согласна: за пять лет обучения так углубляешься в предмет, что потом ужасно приятно хотя бы осознание того, что ты умеешь нечто, что не умеет большинство людей на земле. Так с любой специальностью.

Однако школа и ВУЗ — это все же первейшее место для того, чтобы обзавестись и друзьями, и связями. Поэтому очень рекомендую тебе уделить внимание всевозможной внеклассной работе. Как правило, в профком, КВН-команды, университетские театры, молодежные парламенты и т.п. приходят самые активные студенты, которым по жизни нужно больше всех. Общаясь с такими людьми, ты обогащаешь себя, заражаешься этим вектором развития. Как следствие, и учеба идет успешнее, и возможности для практики как-то находятся.
Внимание: гулянки, заработки и личная жизнь не должны мешать основной учебе. Невероятно полезна хорошая репутация. Первый год-два придется напрячься, чтобы в зачетке не было троек и пересдач: выдержал это время, считай, уже выпустился. А почему? Тут два момента.

Во-первых
, дальше тебе просто никто не станет портить зачетку. Даже если ты ночь перед экзаменом с кем-то процеловался, и вроде до этого и готовился, но отвечаешь не то что бы в точку… А дальше все как-то одно за другое цепляется…

Во-вторых, именно на первых двух курсах ты будешь наблюдать, как «отваливаются» отстающие от группы: кто-то загулял и не сумел наверстать, кто-то психанул и решил пойти работать или сменить ВУЗ. Как показывает мой опыт, они и на другом месте учебы долго не задерживаются. А если ты примешь решение приложить все силы на то, чтобы получить диплом о высшем образовании и какую-никакую специальность, то до выпуска дотянуть становится уже гораздо легче.

Качество образования — это всегда больной вопрос. Даже если факультет достаточно сильный, всегда есть где-то 60%, а то и все 80% пар, которые слушать невозможно. В расписании часто значатся предметы, которые дублируют друг друга по содержанию, преподаватели часто даже не скрывают своей незаинтересованности и в учениках, и в процессе. Это печальная реальность. Но попытки рационализовать использование такого времени — еще один путь приобрести друзей: покрывание друг друга в прогулах, хождение на лекции по очереди, обмен конспектами и другая насущная студенческая возня невероятно сближают.

Зачем нужны учителя

Очень часто мне случалось встречать ребят, которые говорили, что, мол, образование ничто, самое главное самообразование. Что ж, о необходимости самостоятельных занятий я уже упоминала…

Но хороший учитель реально экономит тебе годы и годы самостоятельных изысканий. Когда учишься сам, то фактически бродишь в тумане. Даже если ты достиг определенных успехов в выбранном предмете и пищишь от восторга: «Смотрите! Я сам додумался!», может статься так, что ты изобрел велосипед. Поверь, хороший ученик — благо для учителя. Поэтому не стесняйся проситься на лекции, семинары и в дипломанты к тем преподавателям, которые тебе действительно интересны. Даже если они в твоем расписании не значатся.

То же касается кружков, студий и так далее. Если тебе интересно учиться, ты начинаешь разбираться в этом плотнее, а значит, лучше, а, следовательно, достигаешь успехов, как результат, твой же учитель тебя «промотирует» на какой-нибудь хороший проект. Такой механизм. Главное, чтобы интерес и удовольствие были прежде меркантилизма.
Не бойся перемен и ищи удовольствия в учебе — тогда все точно сложится хорошо!

Юлия Старосельская, психолог:

Мысли смелые, но я во многом согласна с этой точкой зрения. Примерно то же самое я говорю своим детям. Я гибкая мама, и они слышат от меня много такого, что при взгляде со стороны можно счесть непедагогичным. Но все это правда — необходимо искать личные мотивы для образования и собирать его по крупицам, а не ждать, что кто-то принесет тебе его готовым.

И еще. По моему мнению, личность педагога имеет не меньшее значение, чем знание предмета. Когда человек горит своим делом и готов делиться знаниями и опытом, это уникальное состояние, которое нужно еще застать. (Вдруг он через пару лет перегорит? Или на пенсию уйдет?- А.Ч.) А найти себе настоящего Учителя, через которого ты сможешь еще и свою личность обогатить, в каком-то другом месте, помимо школы, чрезвычайно сложно — надо просто не пропустить «своего» преподавателя.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x