Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Карманные деньги — «дорогие» наши дети

карманные деньги Психология

Нужны ли ребенку карманные деньги? Больной вопрос во многих семьях. Давать по первому требованию — избалуешь. Не давать совсем — чего доброго, воровать начнет. При этом родители находятся не в меньшем напряжении, чем сами дети. И это зачастую становится камнем преткновения в их отношениях. Рассмотрим достоинства и недостатки разных подходов к карманным деньгам для детей, скажем, от школьного возраста до института.

Общая информация

Сразу честно оговорюсь, что своих детей я пока нарожать не успела. Зато совсем недавно сама была ребенком. И еще не успела забыть, как сложно бывает попросить у родителей лишний рубль. К тому же у меня есть младший брат четырнадцати лет от роду, которому недавно перестало хватать денег, сэкономленных на обедах и проезде. Так что опыт, с которым можно сравнить теорию, имеется.

А теория такова, что при любом подходе карманные деньги у ребенка должны быть при любом раскладе. Почему? Да потому что, если такого опыта в детстве он не получит, то во взрослом возрасте ему будет сложно и зарабатывать, и распоряжаться деньгами, и самое главное — брать на себя ответственность за этот процесс. Ведь без таких навыков никуда. Только прививать их надо нежно. Помните, что у ребенка гораздо меньше знаний и защищенности, чем у вас. Даже если он вредничает и у него переходный возраст полным ходом, знайте — он очень уязвим. И потому будьте благородны, не давите на больные места!

«Как попросит, так и дам»

Вы даете ему небольшую денежку на завтраки в школе, на проезд и покупаете новую одежду. Теоретически он может у вас попросить денег, если что-то будет нужно. Но тут редко бывает гладко. Вернее, с вашей точки зрения все разумно: просит много или часто — бюджет урезается. С его позиции каждый отказ — это трагедия, после которой лучше как-нибудь выкрутиться, на чем-то сэкономить, но утаить от вас пусть маленькую, но неподотчетную сумму.

Такой подход хорош тем, что требует наименьшей концентрации внимания и сил от родителей. Вот и все плюсы, пожалуй. Тут уж действительно есть опасность или разбаловать, если выдавать деньги бездумно, «откупаясь» от собственного ребенка, или травмировать его на всю жизнь осуждением, нотациями, вопросами вроде «у тебя совесть есть?» Или же разрушить напрочь его доверие к себе, спросив однажды «ну что ты обниматься лезешь? Снова денег надо?»

Помните: ваш сын (или дочь) еще не умеет самостоятельно организовывать собственную жизнь. И научить его последовательности в финансовых вопросах на собственном примере — ваша задача. Когда вы, не желая давать денег, требуете от него «о других подумать», в смысле, о вас, он попытается, но не факт, что получится. В противовес данной стратегии воспитания неплохо было бы ввести модельные ситуации, при которых он выполняет работу, а вы платите. Либо перейти на «зарплатный» метод.

«Вымоешь посуду — получишь денежку»

Тоже вполне работающий метод, при котором деньгами поощряются помощь по дому, хорошо сделанные уроки, а подчас и вежливое отношение к нелюбимым родственникам. Это, правда, крайний случай.

Возможно, в результате данной стратегии воспитания дома будет чистота. Это, конечно, плюс. Минус — ребенок будет хорошо учиться и убирать в собственной комнате не для себя и семьи, а с целью получить вознаграждение. А если вы его и не просили убирать? А если он убрал плохо и за ним пришлось все переделывать? Вы-то за это платить не хотите, а у него травма на всю жизнь: вы же не оговорили, что платите за конкретный результат, а не за то, что он тряпкой у вас на глазах по полу повозил.

Другая сторона вопроса — вы вскоре начнете переживать, что любой его трудовой порыв — это, прежде всего, желание «срубить бабла». Ребенок может быть чудным и бескорыстным. Но таким педагогическим подходом вы сами можете приучить себя к мысли о его корыстности.
Важно: не пытайтесь платить за заботу о вас, о доме, об уроках. Лучше найдите ему нехитрую подработку для третьего лица. У одной моей знакомой, например, 13-летний сын вбивал в компьютер данные пациентов в раковом отделении для статистики.

«Вот тебе оговоренное, до следующего четверга»

Пожалуй, самый приспособленный к реальным жизненным условиям подход: вы даете ребенку определенную сумму денег на какой-то срок. Ими он распоряжается по собственному усмотрению.

Плюс в том, что со временем он научится распоряжаться тратами, расставлять приоритеты покупок, а потом и преумножать доходы, зная, на что может рассчитывать безоговорочно в этом месяце.

Минусы… Это самый беспокойный для родителей метод: тут вы ничего не контролируете. Первое время вы будете хвататься за сердце и давиться криком, видя, какой ерунды он накупил. Но это одно из условий стратегии: свои деньги каждый волен тратить, как заблагорассудится.
Важно! Объясните, почему выделяете из бюджета именно такую сумму, а не большую или меньшую: «У нас такая-то зарплата и такие-то расходы. Больше вряд ли получится выделить, может быть, попозже, но вот на это ты можешь рассчитывать. Только напоминать не забывай». И если задали ритм по которому выдаете карманные деньги, то его уже нельзя нарушать, иначе это превращается в «как попросит, так и дам». Ничего хорошего не выйдет.

Анстасия Мартьянова, психолог

«Самое главное в воспитательной стратегии — это последовательность. Любой сбой в выполнении обещанного может привести к обиде и недоверию. Кроме того, замечено, что в семьях, где родители относятся к деньгам без напряжения, истерики и показного безразличия, и у детей формируется здоровое отношение к финансам. Так что… начать было бы полезно в первую очередь с самих себя».

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x