Эксперт здоровья » Рубрики » Здоровье ребенка » Где учиться детям с ограниченными возможностями?

  Где учиться детям с ограниченными возможностями?

  Автор: Паршина Е. | 17-09-2012 | Просмотров: 10787 | Комментариев: (4)

Где учиться детям с ограниченными возможностями?

«Не такой как все»

Самое важное для большинства родителей – здоровье их детей. Когда выясняется, что ребенок болен и переходит в разряд так называемых «детей с ограниченными возможностями», родителям бывает сложно принять этот факт. В какой-то момент перед ними встает сложная дилемма: в какую школу отдать ребенка, в общеобразовательную или специализированную? Как не ошибиться в выборе, подсказывают заведующая реабилитационным центром, психолог ННПЦ КП (Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики) Джангельдинова Зауре Болатовна и заведующая республиканской ПМПК (Психолого-Медико-Педагогическая Консультация), кандидат психологических наук Ерсарина Алия Касымхановна.

ЭЗ: Зачастую родители в такой ситуации отказываются отдавать ребенка в специализированную школу. В чем причина? Ведь известно, что дети могут испытывать трудности в усвоении программы, рассчитанной на здоровых детей, и в социальной адаптации к общеобразовательной школе. 

Зауре Болатовна: Возможно, родителям бывает трудно принять тот факт, что их ребенок «не такой как все». Но, в специализированной школе для детей с особыми потребностями созданы оптимальные условия. Когда решается вопрос, где такой ребенок будет обучаться и как будет складываться его дальнейшая судьба, мы должны исходить из его интересов.  

ЭЗ: Если ребенок уже учится в общеобразовательной школе и при этом испытывает трудности, чем ему можно помочь?

- В первую очередь, конечно, родители должны верить в своего ребенка. Я всегда объясняю родителям, что для ребенка очень важно, чтобы в него верили, и тогда он обязательно справится со всеми трудностями! 

Я занималась с двумя детьми, у которых были определенные психологические проблемы. Сегодня один ребенок уже перешел в 3 класс частной школы. До этого он поменял одну школу. Второй ребенок достаточно успешно учится в 5-м классе казахско-американской школы. Мы осуществляли психологическое сопровождение этих детей, особенно - в первые месяцы обучения.

 

Если возникали какие-то сложности, то мы выезжали в школу и разговаривали с педагогами: объясняли, как в данной ситуации можно помочь ребенку, какие условия необходимо для него создать. Если у педагога есть дар и он принимает тот факт, что у ребенка есть какие-то свои особенности, тогда вероятность того, что ребенок адаптируется в школе, достигает 80-90%. 

ЭЗ: Что вы имеете в виду под психологическими проблемами?

- Речь идет о детях, у которых есть трудности в коммуникации, в выстраивании межличностных отношений с окружающим миром. Это трудности в сфере поведения, эмоционально-волевого развития, что в свою очередь может являться препятствием для успешного обучения в школе. 

ЭЗ: У нас в Казахстане существует инклюзивное образование?

- Система инклюзивного образования сейчас проходит стадию становления. В нашем центре в 2005-2007 гг. был проект по предоставлению социальных услуг детям с ограниченными возможностями и их семьям, который осуществлялся совместно с VSO, международной волонтерской организацией, при финансовой поддержке европейской комиссии TAСIS.

 

Одним из направлений проекта было включение ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. И мы искали родителей, готовых отдать своего ребенка в обычную школу. Мама девочки (назовем ее Светлана) дала свое согласие на то, чтобы ее дочь училась в общеобразовательной школе № 39 города Алматы. У Светланы были определенные двигательные трудности, врачи ставили ей диагноз ДЦП. Девочка с раннего возраста получала комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку в стенах нашего центра: занималась лечебной физкультурой, с ней работал логопед, дефектолог и т.д. 

 

Для начала мы провели социологический опрос в школе, по итогам которого выяснилось, что не все родители здоровых детей были готовы к тому, чтобы такие детки обучались вместе с их детьми. Но, все-таки, мы решили попробовать.

 

В первую очередь, мы совместно с администрацией школы постарались обеспечить ребенку безбарьерный доступ (пандусы, перила) в школу.

Затем мы провели специальные подготовительные тренинги с учителями и детьми того класса, в который планировалось интегрировать Светлану. В течение месяца представители социальных служб, психолог работали с детьми класса, проводили тренинг по развитию коммуникативных навыков и нравственно-духовных качеств (доброта, терпимость и т.д.) - объясняли им, что у каждого ребенка могут быть свои особенности. 

 

Нам повезло, что учитель этого класса имела диплом коррекционного педагога. Понятно, что когда в классе 25-30 детей, очень сложно говорить о дифференцированном подходе. Но в данном случае педагог сделала все, чтобы осуществить индивидуальный подход к Светлане. Кроме того, девочка продолжала заниматься у педагога по лечебной физкультуре. 

 

Когда период сопровождения завершился, у ребенка и родителей стали возникать различного рода трудности – Светлане было тяжело подстроиться под темп обучения в обычной школе. В конце концов, родители приняли решение, что их ребенку будет комфортнее в специализированной школе. Светлана перешла в школу № 2 города Алматы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ЭЗ: Где обучаются дети с эмоциона-льно-волевыми нарушениями (нарушениями поведения)?

- Такие дети обучаются как в общеобразовательных, так и в специальных школах. Хочу привести примеры из моей практики. Девочка Даша (имя изменено) обладала высоким интеллектом, но в то же время - значительными поведенческими проблемами. Прежде, чем пойти в школу, ей пришлось поменять 2 или 3 детских сада. Она нигде не могла «прижиться». Но постепенно мы научили ее выстраивать взаимоотношения с окружающими и сейчас она успешно учиться в 3 классе общеобразовательной школы. 

ЭЗ: Алия Касымхановна, есть разные способы включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Расскажите об этом подробнее.

- 16 марта 2009 года Министерством Образования РК был утвержден документ: «Методические рекомендации по организации интегрированного инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями», в котором оговаривается порядок направления таких детей в общеобразовательные организации. С учетом интересов родителей и по согласованию с органами образования, в образовательной школе могут открываться специальные классы для любой категории детей с ограниченными возможностями. 

Существует частичное и полное включение детей в общеобразовательный процесс. При частичном инклюзиве дети учатся по индивидуальной программе, но находятся в общеобразовательной школе и участвуют во всех общешкольных мероприятиях наравне со здоровыми детьми. 

 

Другой вариант: ребенок с ограниченными возможностями может находиться в одном классе со здоровыми детьми. При этом оговаривается, что допускается обучение не более 2-3 таких детей в одном классе. 

ЭЗ: Вы сказали, что в общеобразовательной школе может быть открыт специальный класс для любой категории детей с ограниченными возможностями. Каким образом это осуществляется? 

- Все происходит в следующем порядке: ПМПК выявляет детей с проблемами развития, устанавливает статус детей с ограниченными возможностями и, учитывая пожелания родителей, как их законных представителей, своевременно предоставляют статистику в городские и областные департаменты образования о том, какое количество детей и где пожелало обучаться.

 

На основании этих данных департамент образования должен принять решение: 

 

какая именно школа будет принимать детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а какая - специализироваться на обучении детей с нарушением слуха и т.д. 

Если речь идет о нарушениях опорно-двигательного аппарата, то, соответственно, в школе должны быть построены пандусы, организован подвоз, чтобы даже дети на коляске могли спокойно посещать занятия. Если школа специализируется на обучении детей с нарушениями слуха, то она получает специальную звукоусиливающую аппаратуру, там работают сурдопедагоги. Учителя этой школы повышают свою квалификацию именно по этому профилю.

 

Опыт специализированного инклюзивного образования в нашей республике уже есть. В школе-гимназии № 65 в Астане организованы классы для детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сначала классы были организованы под давлением общественных организаций. Позднее директор школы прониклась идеей и стала энтузиастом инклюзивного образования. 

ЭЗ: Существуют ли сегодня классы для детей с задержкой психического развития (ЗПР)?

- Согласно инструкции Министер-ства Здравоохранения РК, в классы ЗПР сейчас направляются дети только с одним видом психической задержки – церебрально-органи-ческого генеза (органическая недостаточность центральной нервной системы). Это наиболее выраженное нарушение, сопровождающееся трудностями в обучении. Но существуют и другие задержки развития. Например, соматогенная задержка развития - это часто болеющие дети. Задержка конституционального генеза, так называемый инфантилизм, когда преобладает отставание в развитии эмоционально-волевой сферы. Или же задержка психогенная, когда ребенок растет в неблагоприятных социальных условиях.

 

Такие дети могут обучаться в классе педагогической поддержки. Все дети, поступая в первый класс, проходят предварительное школьное тестирование. К 1 сентября директор уже знает, сколько в его школе «слабых» детей, которых без всяких диагнозов можно объединить в отдельный класс и оказывать им соответствующую коррекционную поддержку.  




 

Не нашли ответ на свой вопрос? Спросите у эксперта.

Похожие статьи:
    «Особенные» дети Это интересно. Герой «оскароносного» фильма «Человек дождя»,  страдающий аутизмом, наряду с некоторыми странностями характера  обладал феноменальной памятью и способностью молниеносно производить в уме сложнейшие арифметические расчеты. Так диагноз «аутизм» обрел ореол романтизма и загадочности. Но в реальности – это очень серьезное заболевание, требующее продолжительной психологической коррекции и реабилитации. Об этом шла речь на...

    Не лишние в классе. Инклюзивное образование. Прошлой осенью недалеко от моего дома, на улице Тимирязева (г. Алматы) были установлены тренажеры для занятия спортом. Часть обычных тренажеров, часть с табличкой – «для инвалидов». Дети, родители, бабушки, дедушки – все с радостью облепливают «железных коней» и укрепляют свое здоровье. Теплыми вечерами даже приходится стоять в очереди, чтобы позаниматься. В то же время тренажеры для инвалидов одиноко...

    Школа для моего ребенка Заканчивается учебный год, и кто-то за лето должен определиться с выбором школы для своего новоиспеченного первоклашки, кто-то думает о том, чтобы сменить школу по той или иной причине. Без сомнения, этот выбор очень важен, ведь школы оказывают влияние на будущее наших детей. Конечно, то, какими вырастут наши дети, кем они станут, зависит в первую очередь от нас самих, а потом уже от того образовательного учреждения, которое они посещали. Задача родителей – привить ребенку качества,...

    12 благотворительных миллионов 30 мая официально подвели итоги V благотворительного Алматы Марафона. Ведь он закончился не в тот момент, когда последний человек пересек финишную прямую, и не тогда, когда объявили всех победителей. Он закончился, когда на собранные марафонцами средства купили оборудование для одного из важных социальных проектов. Каждый год организаторы выбирают разных получателей помощи: в 2016 году оборудование стоимостью более 12 миллионов тенге было передано в реабилитационный центр АРДИ (Ассоциации...

    «Кабинет коррекции стал для нас настоящим спасением» Ольга ОРЛОВА легко пошла со мной на контакт. Она улыбается, когда заведующая Кабинетом психолого-педагогической коррекции №3 города Алматы (ул. Физули, 71) и по совместительству логопед-дефектолог Виктория Александровна БАННИКОВА рассказывает об успехах ее сына Кирилла. Мальчику скоро исполнится 4 года, вплоть до весны этого года он не разговаривал. В марте-мае он прошел занятия в кабинете коррекции, после летних каникул в сентябре они пришли для закрепления результата. Сейчас спокойный и...


№1
Написал: Дина 21 сентября 2012 10:38


Комментариев: 0


Добрый день! спасибо за своевременный материал

Девочка Даша (имя изменено) обладала высоким интеллектом, но в то же время - значительными поведенческими проблемами. Прежде, чем пойти в школу, ей пришлось поменять 2 или 3 детских сада. Она нигде не могла «прижиться». Но постепенно мы научили ее выстраивать взаимоотношения с окружающими и сейчас она успешно учиться в 3 классе общеобразовательной школы. 
Скажите, пожалуйста, "мы" в вышеприведенном тексте -это кто? К кому обращаться с подобной проблемой? По возможности, пожалуйста, дайте координаты центра, телефоны конкретных психологов. Спасибо (d_zhanturina@hotmail.com)

Цитировать    

№2
Написал: ирина 9 октября 2014 13:54


Комментариев: 0

добрый день. меня зовут Ирина проживаю я в городе Усть каменогорске, у моего сына эпилепсия и поэтому нас не пускают в школу. Приступов,как таковых, у нас нет. Мы проучились 0-1 классы во Вспомогательной школе №21, а во второй класс не берут, рекондуют надомное обучение. Подскажите пожалуйста, как нам быть.И имеют ли они на это право?

Цитировать    

№3
Написал: Алия Ратмировна Ким 13 октября 2015 14:25


Комментариев: 0

 А где учться детям с неограниченными возможностями, но очень и очень гиперактивным.  Ерсарина точно не знает, вникать не хочет, консультирует по стереотипу.

Цитировать    

№4
Написал: Галина 25 августа 2016 17:15


Комментариев: 0

после выпуска из такой школы ваш ребенок не сможет получить даже рабочую специальность. ПТУ теперь нет, а в новоявленные колледжи (те же ПТУ) его не возьмут, как и в вечернюю школу. называется закончил школу и тебя выбросили, оставив без будущего 

Цитировать    
Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:

АРХИВ НОМЕРОВ
КАК ЛЕЧИТЬ
Остеохондроз
Шейный, шейно-грудной, поясничный
Профилактика и лечение.

Простатит
Как уменьшить воспалительный процесс
в предстательной железе?

Внутричерепное давление
Как измерить внутричерепное давление?
5 причин - провокаторов ВЧД

Панкреатит
Народное лечение панкреатита.
Особенности. Травы. Диета

Воспаление яичников
Эндометриоидные кисты. Причины возникновения

ОБЛАКО ТЕГОВ


О проекте / Вакансии / Реклама / Наши партнеры / Контакты / Обратная связь /

"Эксперт здоровья" - научно-популярный медицинский сайт. Только правда о красоте и здоровье от профессионалов.
2010-2014 © Все права защищены. При цитировании материалов данного сайта ссылка обязательна. Разработка сайтов WebNavigator
Наши социальные проекты: Вконтакте Twitter Мой Мир