Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Этапы развития речи

речевое развитие Здоровье ребенка

Речевое развитие, ребенок учится говорить

Достаточно часто родители малышей переживают по поводу того, что ребенок начинает разговаривать не так скоро, как хотелось бы. Для того чтобы разобраться в нюансах этого вопроса, необходимо иметь четкое представление о том, что из себя представляет речевое развитие малыша.

Прежде всего родители должны знать, что очень многое зависит от них самих. Необходимо как можно раньше приучать ребенка к играм различного рода. Речевое развитие малыша начинается не с его первых слов и фраз. А в более раннем возрасте, практически с момента его появления на свет. И процесс этот подразделяется на определенные этапы.

1 этап: плач (0–1 месяц)

Для малыша первых дней жизни плач представляет единственный способ контакта с окружающими его людьми, прежде всего с мамой. Плач ребенка имеет определенные интонации. Он может быть чистый, громкий, протяжный или короткий. И каждое интонационное различие имеет особый смысл. Именно таким образом ребенок дает понять, что ему дискомфортно, больно, что он голоден или просто хочет к маме на руки. Нельзя ему в этом отказывать. Нужно быть внимательным к малышу. Попытаться его понять и обязательно ответить на его запросы. Например словами: «Ты хочешь кушать, мой маленький? Пойдем к маме на ручки, я тебя покормлю».

2 этап: гуление (1–6 месяцев)

На данном этапе малыш удивляет маму с папой гулением – тихими звуками и слогами протяжного характера. Вначале формируется вокализация звуков гортанного звучания, которые могут быть короткими и отрывистыми. Взрослому человеку такие звуки сложно повторить. Позже к этому добавляются гласные звуки а, ы, у, согласные звуки к, г, б, х, п, м. К 4–5 месяцам малыш может непрерывно произносить цепочки из звуков и слогов в различных комбинациях: гу, агу, хы, агы и т.д. Интонации гуления эмоционально окрашены. Кроме того, ребенок, увидев родных, начинает активно проявлять радость своим поведением и смехом. Со стороны родителей требуется поддержка малыша: надо установить эмоциональный контакт, поговорить с ним.

Со второго месяца жизни ребенка взрослым при общении с ним необходимо проговаривать элементы гуления: у-у-у-у, а-а-а-а, уы-уы-уы. Малыш обязательно будет повторять звуки вместе с вами. Такое общение можно назвать первыми «беседами» между вами и вашим ребенком. Начиная с трех месяцев, нужно учить малыша произносить цепочки из слогов: ма-ма-ма-ма, да-да-да-да, па-па-па-па, га-га-га-га, ба-ба-ба-ба, ду-ду-ду-ду, му-му-му-му, ку-ку- ку-ку. Таким образом, происходит тренировка его речевого аппарата, запускаются процессы лепета и гуления, а это и есть речевое развитие.

3 этап – лепет (5–12 месяцев)

На данном этапе происходит смена процессов гуления, появляются многократные повторения слогов «ма», «ба», «па», «на», т. е. формируется лепет. Во время лепета идет подготовка артикуляционного аппарата малыша к тому, чтобы он осваивал навыки произношения первых слов, тренируется фонематический слух. Ребенок начинает различать речь, он уже понимает, что к нему обращаются. На девятом месяце малыш даже способен выполнить определенные задания родителей: «помахать ручкой», дать родителям игрушку и т.д. Малыш может смеяться и визжать, выражая тем самым свое удовольствие.

4 этап – первые слова (1–1,5 года)

Сложно сказать с полной определенностью, когда именно малыш произнесет свое первое слово. Обычно это происходит к 9–10 месяцам, но может случиться и раньше, и позже. Запас слов у ребенка постепенно растет: к году он составляет около 5–10 слов, а к 1,5 годам увеличивается до 20–50 слов. Пока это простые слова, которые малыш легко использует для повседневного общения: дай, на, ам-ам, мама, баба, папа, би-би. Вместе с тем растет и способность ребенка понимать окружающих. Можно завести дневник для того, чтобы записывать произнесенные ребенком слова. Это способствует контролю речевого развития малыша и позволяет отслеживать прогресс в развитии речи.

5 этап – начало фразовой речи (1,5–2 года)

Малыши на данном этапе начинают произносить полные формы слов. Словарный запас ребенка расширяется, он проговаривает фразы из двух слов, хотя и без согласованности и предлогов, например: «Даша ам-ам» – «Даша хочет кушать». Для построения двухсловных предложений необходимо, чтобы малыш знал глаголы. А для этого опять же следует чаще играть с ребенком.

6 этап – построение простых фраз ( 2–2,5 года)

С этого момента ребенок кроме глаголов и существительных произносит наречия, местоимения, прилагательные, предлоги. Малыш способен задавать вопросы: «Где?», «Когда?», «Куда?» Может образовывать сложные предложения, согласовывать слова по роду, падежу, числу: «Мама, где мой мишка?» Он уже хорошо выражает свои желания, потребности. Способен рассказать, что ему запомнилось после похода в зоопарк, легко общается с другими детьми.

7 этап – развернутые фразы (старше 2,5 лет)

Данный этап характеризуется использованием сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Малыши задают вопросы: «Почему?», «Где?», «Когда?», «Зачем?» Ребенок способен использовать в разговоре все части речи, употреблять слова для обобщения. Дети легко запоминают и дословно воспроизводят понравившийся рассказ, передают содержание сказки, могут отвечать на вопросы родителей. А теперь попробуйте оценить, какому этапу соответствует речевое развитие вашего ребенка, посмотрите, вписывается» ли он в соответствующие нормы. Если существуют отклонения – не стоит паниковать. Старайтесь как можно больше играть с малышом, тренируя его речевые способности.

Вышеописанные нормы – это лишь ориентиры которые надо учитывать осу  речевого развития ребенка. Небольшие отклонения не являются патологией. Любите своих детей, побольше общайтесь с ними, и своевременное развитие речи будет вам наградой!

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x