Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Профилактика дефектов речи

дефекты речи Здоровье ребенка

«Мне 24 года и я имею дефекты речи — сильно шепелявлю. Когда делюсь своими переживаниями об этом с родными, они уверяют, что это не так уж заметно, скорее даже мило. Но меня это нисколько не успокаивает. В компаниях я стараюсь молчать, а о знакомствах с парнями даже думать не смею».

«Мама, почему ты не водила меня к логопеду?!»

Очень часто, когда четырехлетняя малышка произносит «шушка», вместо слова «сушка», ее родители от умиления треплют дочурку за щечку. Конечно, она ведь такая сладенькая! Однако спустя, положим, 20–30 лет желание потрепать за щечку по поводу шепелявости вряд ли возникает! Особенно если так говорит врач, полицейский или человек публичной профессии. Многочисленные интернет-форумы свидетельствуют о том, что взрослые люди с дефектами речи испытывают серьезные неудобства и, соответственно, переживания по этому поводу. Им труднее устроиться на престижную должность, зачастую они страдают от сильной застенчивости и склонны вести замкнутый образ жизни. Кто-то всерьез задумывается о своей проблеме, когда влюбляется, другие – сталкиваясь с трудностями коммуникации на работе. И тогда проявляются эмоции и обиды: «Мама, куда же ты смотрела?!»

Пожалуй, самый популярный совет, который получают люди с дефектами речи, – «не комплексуй, сделай это своей фишкой!» В пример приводятся знаменитости, которые шепелявят или картавят, но при этом достигли головокружительных успехов. Честно сказать, это мало кого утешает. Скорее, такая «моральная поддержка» равносильна предложению поднять штангу весом 90 кг, ссылаясь на то, что у других это получается. Во-первых, природная конституция, как физиологическая, так и психологическая, у каждого своя. Один способен стать выдающимся атлетом, другой – нет. Один может спокойно игнорировать нелестные замечания в свой адрес, другой не в состоянии спокойно воспринимать комментарии. А во-вторых, мы не знаем, что чувствуют те самые знаменитости на самом деле. Ведь недаром многие из них со временем все-таки избавляются от своих речевых особенностей!

Как не проглядеть проблему

Логопед Вакуленко Оксана Владимировна делится тем, какие заблуждения чаще всего приводят к развитию дефектов речи: «В первую очередь это популярность протертого питания для детей, которая совершенно не обоснована. Для ребенка это скорее медвежья услуга, потому что его лишают возможности учиться пережевывать пищу, в результате не получают должного развития артикуляционный аппарат и мышцы рта, губ и языка. Нередко это приводит к недоразвитости челюсти, которая остается маленького размера. Долгое кормление из бутылочки также способствует неправильному формированию прикуса – прогнатии, при которой верхняя часть челюсти сильно выступает вперед, оставляя зазор между передними и нижними зубами. Поэтому как только у ребенка появляются первые зубки, желательно постепенно переводить его на обычную пищу, размятую вилкой.

Поздно выявленная патология в психоречевом развитии является еще одной причиной формирования дефектов речи. В числе возможных причин: умственное отставание, задержка речевого развития, аутизм. Зачастую родители либо не интересуются информацией о нормах развития речи у ребенка, либо не склонны придавать должного значения отклонениям. Есть и те, кто, опираясь на опыт знакомых и родственников, считает, что ребенок «перерастет» проблему, либо уверяет окружающих, что малыш «может говорить правильно, просто ленится».

В отечественной практике, согласно стандартам лечения, первая консультация логопеда показана в 3 года, однако целесообразно провести профилактический осмотр уже в возрасте 1 года. Не стоит откладывать посещение логопеда или невропатолога, если у мамы был сильный токсикоз или она перенесла инфекционные заболевания во время беременности, а также присутствовали внутриутробные патологии, преждевременные роды или кесарево сечение. Если у ребенка есть явные отклонения в развитии, их можно заметить уже к 2 месяцам и, следовательно, предпринять необходимые меры для предотвращения тяжелых нарушений. Чаще всего к логопеду приходят, если ребенок не заговорил к 3 годам, однако в этом случае уже выставляется диагноз задержка речевого развития. Лечение таких детей может быть долгим и сложным».

«Мама, почитай мне сказку!»

Жалобы на то, что дети не любят читать, довольно распространены, однако кто из детей откажется от того, чтобы ему почитали книгу? Пожалуй, для многих воспоминания о таких вечерах, проведенных с родителями, читающими сказки, остаются в памяти на всю жизнь. Однако времена меняются, и сегодня привычную книгу все чаще заменяют технические новинки – аудиокниги. На первый взгляд их польза очевидна: дети слышат хорошо поставленную речь, им не нужно лишний раз напрягать глаза, как при чтении. Аудиокнига незаменима в дороге: при дорожной тряске читать обычную книгу попросту вредно. Но достаточно ли аудиокниг для полноценного развития ребенка?

«К сожалению, у аудиокниг много скрытых минусов, особенно если речь идет о детях в период их речевого развития, – комментирует доктор. – Известно, что рассказчик при чтении не делает пауз, что приучает ребенка к пассивному восприятию информации. Такое подача информации не вовлекает ребенка в процесс обучения, и чтение воспринимается скорее как развлечение. Как результат, ребенок не получает опыта самостоятельного выстраивания предложений и первых навыков повторения услышанного.

Более эффективно читать малышу сказку несколько раз, используя следующий алгоритм: «посадил дед (пауза)», а ребенок продолжает самостоятельно: «репку». Далее: «посадил (пауза)», ребенок воспроизводит уже два слова, а в следующий раз ребенок сможет сам рассказать эту сказку полностью.

Другая опасность аудиокниг в том, что, слушая тексты с устройств, ребенок не видит артикуляцию, мимику и актов дыхания. Многие звуки произносятся на выдохе или с активной мимикой и артикуляцией, однако аудиокниги лишают возможности это увидеть. Когда родители сами читают маленькому ребенку сказки, они таким образом не только способствуют развитию его речи, но и прививают ему любовь к книгам».

«Фефочка, скажи «лыба»

«Во многом в появлении проблем с речью у детей виноваты сами родители: неправильная речь, искажение слов, нежелание поправлять ошибки в речи ребенка, мотивируя это опасением его ранить, – комментирует Оксана Владимировна. – Родители перестали играть с детьми в настольные игры, досуг детей заполнили электронные игры. Еще один бич современности – детские мультфильмы, где персонажи говорят на сленге. Разумеется, подражая таким героям, ребенок довольствуется скудным, примитивным словарным запасом, как правило, лишенным прилагательных. К сожалению, авторы мультфильмов не чураются вводить персонажей с выраженными дефектами речи. Считать такой прием безобидным нельзя, так как дети охотно копирует манеру речи любимых героев».

Двуязычие – о чем важно помнить

Считается, что ребенок до 7 лет способен усваивать иностранные языки на бессознательном уровне, а значит, обучение происходит более естественно и эффективно. Руководствуясь подобными рассуждениями, некоторые родители начинают водить маленький детей на курсы иностранного языка или отдают их в группы детского сада с воспитанием на неродном языке. Зачастую раннее изучение второго языка становится необходимостью в интернациональных семьях.

Однако Оксана Владимировна уточняет: «Двуязычие нередко выступает как еще один фактор недостаточного развития речи у ребенка. Чтобы избежать этого, важно уделять одинаковое внимание обоим языкам. Распространенная ситуация: ребенок из русскоговорящей семьи стал ходить в казахскую группу детского сада, где он весь день слышит казахскую речь. Однако вечером занятые или уставшие родители уже не в состоянии позаниматься с ребенком на родном языке, а потому обучение речи происходит посредством бытовых фраз: «Помой руки», «Иди кушать» и т. д. В результате в сознании ребенка возникает путаница: он нарушает порядок построения предложений, меняет окончания, неправильно воспроизводит звуки. Родителям важно помнить о том, что языковое обучение – это в первую очередь их обязанность, и не стоит ее полностью перекладывать на образовательное учреждение».

Выбираем игрушки

Известно, что кроме развлекательной функции игрушки могут выполнять и обучающую роль. Вот что говорит Оксана Владимировна: «Игрушки выполняют большую роль в развитии фонетико-фонематического слуха. Для развития ребенка желательно приобрести детские музыкальные инструменты, особенно клавишные и духовые, с помощью которых малыш может самостоятельно воспроизводить звуки. Игрушек с однообразным или некачественным звуком лучше избегать, к примеру, односложно говорящих кукол. Полезны для развития артикуляции простые игровые упражнения с выдуванием мыльных пузырей или пускание пузырей в стакане с жидкостью через трубочку. Не стоит недооценивать такие занятия, так как они укрепляют органы дыхания и развивают челюстно-лицевые мышцы. И еще: настоятельно рекомендую не предлагать детям карамели на палочке, длительное сосание которой нарушает правильное формирование речевого аппарата».

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x