Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Хвалим с умом

похвала Здоровье ребенка

Многие родители искренне верят в то, что похвала помогает вырастить из ребенка уверенную в себе личность. Однако высказывания типа «Молодец», «Какая же ты умница», «Ты самый умный в классе», «Ты самая красивая во дворе» и тому подобные очень часто приводят к прямо противоположным результатам. Нередко приходится слышать жалобы родителей: «Только его похвалили, и он как будто с цепи сорвался» или «Мы постоянно говорим своему ребенку, что он самый умный, но он делает все, чтобы доказать обратное». Так что же делать? Хвалить или не хвалить?

Немного истории

Серьезно рассматривать похвалу как средство мотивации детей начали в 60-х годах двадцатого столетия, после того как в свет вышла книга американских авторов «Психология самооценки». По мнению авторов, именно недостаток поощрения виновен в заниженной самооценке среднестатистического американца. Публикация книги стала началом пропаганды пользы поощрения среди детей и подростков. Но уже в 80–90-х годах психологи стали говорить об обратной стороне похвалы. По их мнению, похвала способна снизить мотивацию ребенка, лишить его возможности самостоятельного принятия решений из-за боязни несоответствия искусственно «раздутой» репутации. Неправильная или излишняя похвала делает ребенка зависимым от мнения окружающих. Заставляет жить в постоянном ожидании оценки своих действий. Речь идет о «синдроме отличника», когда главным ориентиром в жизни для человека становится оценка окружающих, а не его собственные внутренние приоритеты.

Хотя в жизни встречаются и прямо противоположные варианты воспитания. Отношения по типу этаких «ежовых рукавиц», в которых подрастающему человеку мучительно не хватает родительского тепла и, конечно же, похвалы.

Похвала похвале рознь

Согласно мнению психологов, существует два вида похвалы – конструктивная и личностная. Личностная похвала дает общую оценку качествам ребенка, как правило, она выражается словами умный, красивый, хороший и т. д. Например: «Ты у меня такой умный» или «Ты такая хорошая девочка». Такой тип похвалы часто приводит к тому, что ребенок начинает сравнивать себя с другими. Концентрирует свое внимание не на процессе деятельности, а на внешних результатах. Для детей, привыкших к личностной похвале, ударом по самолюбию может стать даже мелкая неудача. Получил оценку ниже, чем Саша, – депрессия (ведь самый умный я, а не Саша). Не досталось первое место в конкурсе «Мисс осень» – вообще истерика (ведь я самая красивая, а не какая-то там Оля). Большинство таких детей в будущем становятся закомплексованными эгоцентристами, впадающими в панику из-за малейшей неудачи.

Что же касается конструктивной похвалы, то она в большей степени направлена на сам поступок. Например, можно сказать так: «Эта коробка такая тяжелая, но ты все же смог ее перенести». Или «Сочинение, которое ты написал, меня очень тронуло». С помощью конструктивной похвалы мы оставляем ребенку возможность самостоятельно оценивать свои действия и поступки. «Я перенес эту тяжелую коробку – значит я сильный». «Мое сочинение понравилось моей маме – значит я умный» и т. п. Такое поощрение стимулирует в ребенке стремление действовать, учиться, противостоять трудностям и собственным слабостям. Кроме того, оно способствует развитию логики и гибкости ума.

Так как же все-таки нужно хвалить детей?

Вот несколько практических советов о том, как это делать правильно.

  1. Не следует хвалить ребенка за качества, которые ему дарованы матушкой-природой. Поощрение не за труд, не за усилие, а только лишь за наличие у ребенка какой-либо способности не мотивирует его на дальнейшее развитие. Более того, от такой похвалы у ребенка развивается чувство собственного превосходства над другими, и он живет в постоянном ожидании восхищения окружающих. А дефицит поощрения порождает зависть, обидчивость, ревность к чужому успеху и прочие негативные проявления «непризнанного гения».
  2. Вдвойне вредно хвалить кого-то другого, ставя его в пример своему ребенку, особенно если этот кто-то не прилагал никаких усилий, чтобы достичь успеха. А вашему ребенку пришлось серьезно потрудиться, чтобы добиться такого же результата. И хотя ряд исследователей утверждают, что чувство соперничества повышает мотивацию ребенка. Все это лишь до тех пор, пока ваш ребенок побеждает в состязании. Поверьте, стоит ему лишь однажды проиграть, его тут же начнет мучить чувство собственной неполноценности. Сравнивая своего ребенка с кем-то другим, вы порождаете в его душе зависть к сопернику и ощущение собственной никчемности.
  3. Хвалите искренне! Ребенок чувствует фальшь интуитивно, и поощрение без всякой причины вызывают в его душе отторжение и недоверие. Незаслуженная похвала часто приводит к прямо противоположному эффекту. Например, сказав ребенку: «Какой же ты у меня хороший помощник», зная, что он уже три дня отказывается убирать игрушки в своей комнате, вы рискуете получить обратный эффект. Редкий ребенок тут же побежит наводить порядок, чтобы не разочаровывать маму. Скорее всего он устроит еще больший беспорядок, тем самым облегчая свою совесть за несоответствие определению «хороший помощник».
  4. Не стоит хвалить ребенка за результат, который не требовал от него никаких усилий. Или за решение задач, в которых допустить ошибку практически невозможно. Конечно, не надо говорить сыну или дочери: «С этим пустяковым заданием любой бы справился», просто промолчите.

Как похвалить ребенка, если он совершил ошибку и переживает из-за неудачи?

Не торопитесь с утешениями: «Ты сделал все, что было в твоих силах». Такими высказываниями вы заставляете ребенка жалеть себя и верить в то, что его способности ограничены и это задача ему не по зубам. Гораздо правильнее сказать: «У тебя почти получилось, еще немного усилий и ты обязательно справишься». Тем самым мотивируя ребенка на дальнейшую работу для достижения успешного результата.

Комментирует Екатерина Кес, автор международного проекта «Детская и семейная психология онлайн»

Очень важно давать ребенку положительную обратную связь

Я всегда советую родителям завести блокнот и знаком «+» отмечать в нем все положительные просьбы, благодарности, поощрения, добрые и ласковые слова, которые они говорят своему ребенку в течение дня. А знаком «–» – все прозвучавшие за день критические замечания. Отслеживая привычную манеру поведения, многие родители к своему удивлению обнаруживают, что 70–80 % общения – это претензии к ребенку.

Почему так происходит?

Когда ребенок что-то делает правильно и хорошо, мы воспринимаем это как что-то само собой разумеющееся. Редко кто из родителей говорит ребенку слова одобрения или же благодарности. Зато мы не забываем сделать замечание, если нам что-то не нравится в поведении ребенка. С удовольствием одергиваем ребенка или критикуем. В результате получается дисбаланс, и ребенок слышит в свой адрес очень мало положительной обратной связи. Между тем, это необходимый элемент здоровых отношений между ребенком и родителями.

Что именно надо говорить?

Ну, во-первых, благодарить. Не скупитесь на слова благодарности каждый раз, когда ребенок пошел вам навстречу или согласился с первого раза что-то сделать. Всегда говорите ему: «Спасибо большое, мне очень приятно, что ты сразу же согласился сделать то, о чем я тебя попросила». «Спасибо, что ты убрал за собой тарелку», «Спасибо, что ты не забыл застелить за собой постель. Мне очень приятно, что ты мне помог» и т. д. Для ребенка это будет означать: «Мама заметила, что у меня что-то хорошо получилось». В результате он будет стараться быть лучше.

Другая возможность дать положительную обратную связь – это отмечать словами те действия, которые ребенок совершил. Не просто говорить «молодец», «хорошо», «умница» (часто за этими словами для ребенка не прочитывается смысл того, за что его хвалят). Гораздо эффективнее говорить глаголами, например: «Ты сейчас убрал свои игрушки сам, спасибо, меня это порадовало». Или: «Мне нравится, что ты самостоятельно почистил зубы, без моей помощи». Проговаривая глаголы, мы описываем действие, совершенное ребенком. Тем самым закрепляя положительную реакцию на поступок в его сознании.

Вот такие простые правила. Каждый раз, когда вы видите то, за что ребенка можно поблагодарить и похвалить, обязательно делайте это. Вы заметите, как ваш ребенок будет меняться в лучшую сторону. Ведь даже нам, взрослым, не нравится, когда нас только критикуют и делают нам замечания. И мы гораздо лучше себя чувствуем, когда нас хвалят и благодарят.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x