Эксперт здоровья » Рубрики » Здоровье ребенка » Жизнь в плоскости 2D

  Жизнь в плоскости 2D

  Автор: Телегина Г. | 7-12-2015 | Просмотров: 498 | Комментариев: (0)

Поколение 30-летних хорошо помнит те времена, когда в начальной школе на уроках математики использовали кубики, счетные палочки и другой учебный материал. Сейчас обучение стремительно перемещается в плоскость 2D: в процессе обучения все чаще используются компьютеры, планшеты, интерактивные доски. Как это отражается на развитии наших детей? Об этом мы решили поговорить с психологом аналитического направления, педагогом-психологом высшей категории Шевелевой Еленой Витальевной.


Сложно представить, что из нашей реальности в одночасье исчезнут все гаджеты. Это уже часть нашего мира и никуда от этого не деться. И в этом, безусловно, есть свои плюсы: расширение информационного поля, доступность информации и т. д. Но есть и минусы: наши дети все меньше познают мир теми инструментами, которые подарила нам природа. В процессе обучения компьютерные программы не могут заменить живых участников и настоящих предметов, у которых есть форма, вес, которые сделаны из разных материалов, обладают разными физическими свойствами. Работа с такими учебными материалами более полно включает механизмы психики. Инструменты познания мира у ребенка – нервные анализаторы на коже рук, глаза, нос, и чем больше сигналов получено посредством этих каналов восприятия, тем более обширная информация поступает в «базу данных» – мозг. Вспомните маленьких детей, которым, для того чтобы познать мир, надо все потрогать, попробовать на вкус, что-то порвать, что-то разобрать на части. В этот период жизни у ребенка активно задействованы все каналы восприятия.


Сегодня процесс познания происходит преимущественно с помощью зрения. Это, безусловно, влияет на развитие, формирование системы мышления. В процессе обучения математике с использованием предметов ребенку проще соотнести абстрактную цифру с реально существующими вещами: цифра «2» – это 2 палочки. То есть символ соотносится с количеством. Почему это важно? Потому что в первую очередь в ребенке развивается наглядно-действенное мышление через действия с какими-то предметами. Следующая ступень – это наглядно-образное мышление, ребенок начинает мыслить образами, «картинками» на основе полученного предметного познания мира. Ребенку в первую очередь необходимо сформировать знания о признаках, особенностях предметного мира, и только после этого у него появится возможность мыслить образно. Далее на базе этих видов мышления и мыслительных операций развивается понятийное мышление, абстрактно-логическое, комбинаторное. Если мы упускаем момент обучения ребенка в настоящей предметной, живой среде, где можно все потрогать, построить, узнать, как работает, соотнести форму, цвет, вес, руками перебрать количество и пр., то мы в чем-то тормозим процесс его развития.


Многие родители с восторгом рассказывают, что их ребенок с легкостью осваивает компьютер, мобильный телефон, быстро вникает в алгоритм той или иной компьютерной игры. Однако повальное увлечение компьютером не означает, что все дети, по меньшей мере, осваивают владение компьютерной клавиатурой и могут быстро напечатать, к примеру, доклад, используя все пальцы руки. То есть не развивается даже моторный навык.


Компьютер – это хорошее подспорье в процессе обучения, позволяющее, к примеру, на уроке географии переместиться на другой материк, чтобы увидеть диковинную птицу в режиме реального времени. Но, к сожалению, даже эта информация ограничена отсутствием прямого опыта взаимодействия.


ЭЗ: Многие молодые мамы говорят: «Мы развиваем мелкую моторику у ребенка». Но чаще всего этой проблемой родители озабочены, когда их малышу 2–3 года. Неужели этот навык важно развивать только в этом возрасте? Как именно надо развивать мелкую моторику?


– Практическая психология говорит о том, что мелкую моторику нужно развивать на всем протяжении дошкольного возраста, а для некоторых ребят по индивидуальным показаниям полезно и в первом классе еще обращать внимание на развитие моторных навыков пальчиков рук. Чем старше ребенок, тем больше у него потребностей в каких-то навыках. Если в возрасте одного года ребенку достаточно освоить захват игрушки, то в 2 года он уже должен держать ложку, карандаш, уметь что-то делать с помощью этих предметов. Для поддержания навыка требуются постоянные тренировки. Навык не формируется просто так: сначала идет ступень ознакомления с действием, затем – обучения. Не стоит упускать из вида и крупную моторику, развивающую способность ребенка действовать более четко и скоординированно. Здесь можно обратиться к опыту монтессорийцев. Обучение в группах Монтессори происходит с помощью большого количества пособий. К примеру, в зоне овладения жизненными навыками есть настоящий маленький утюжок, с помощью которого дети в возрасте от 3 до 6 лет осваивают навык выглаживания вещей. В этой системе продуманы алгоритмы для получения первоначальных навыков, которые дают возможность дальнейшего развития.


ЭЗ: Означает ли это, что ребенку нужно давать возможность поучаствовать во «взрослых» делах? Когда я готовлю еду, мой сын всегда просит: «Дай я попробую». Но мне становится страшно, что он поранит себя, или же просто нет времени, чтобы возиться с ним...


– Если ребенок, наблюдая за родителями, которые готовят еду, что-то мастерят или красят, просит: «Дай мне попробовать» – это повод для радости. Значит, ваш ребенок нормально развивается: у него присутствует познавательная мотивация, ему все интересно. И это проявление здорового природного инстинкта освоения жизненного пространства, позволяющего развиваться дальше. Конечно же, мы должны дать ребенку возможность попробовать сделать что-то самому. Но с учетом соблюдения правил безопасности. Для этого надо выделить ребенку детский инструментарий. Возле стола он должен стоять на стульчике, рассчитанном на его рост. У него должна быть своя посуда небольших размеров, отдельная дощечка для резки овощей. Если вы хотите показать ребенку, как измельчают овощи для салата, можно дать ему безопасный ножичек с зубчиками. Вовлекая ребенка во «взрослые» занятия, вы получаете возможность привить ему важные навыки ненасильственным способом. В будущем у вас не будет возникать проблем с его самообслуживанием в подростковом возрасте, психологически он уже будет готов к этому. Те же рекомендации актуальны и для пап: если отец крутит какие-то гайки, ремонтируя машину, можно дать ребенку небольшой ключ, показать ему, как именно им пользоваться. Это все очень полезно для развития малыша.


ЭЗ: Что можно сделать, чтобы отвлечь ребенка от компьютера? Многие родители говорят, что это не в их силах. Можно ли устроить «полосу препятствий» на пути ребенка к компьютеру или планшету, используя пазлы, конструкторы, игрушки?


– Это хорошая идея. Но следует учитывать, что ребенок должен быть подготовлен к пользованию всеми этими предметами. Только в этом случае стратегия отвлечения внимания сработает. Надо признать, что многие дети уже стали зависимыми от гаджетов. Ко мне в кабинет приходят малыши, которые просто не замечают игрушки, их неудержимо тянет к компьютеру. Иногда таких детей приходится обучать обычным детским играм. Игра очень важна для развития ребенка, это своеобразное путешествие в его внутренний мир. И это дает простор фантазии.


ЭЗ: Что делать родителям, если их ребенок уже стал зависимым от компьютера?


– Прежде всего, признать факт зависимости. К сожалению, большинство родителей не готовы этого сделать. Срабатывает защитная реакция, включается механизм выученной беспомощности: «Ну что я могу сделать, ребенку нравится этим заниматься». Но это равносильно игнорированию пристрастия близкого человека к алкоголизму или к наркомании. В настоящее время ВОЗ готова признать компьютерную зависимость заболеванием, и это будет отражено в новой редакции МКБ-11. Сейчас уже специалисты относят компьютерную зависимость к разряду аддикций.


Кроме того, родители должны понимать, что ребенок впадает в компьютерную зависимость, если у него нет реализации в игре, или же, в возрасте постарше, – в общении. То есть если ребенок «подсел» на компьютерную игру, значит, его жизнь очень обеднена: поел, поспал, сделал уроки – и все. У него нет источников получения положительных эмоций в реальной жизни, поэтому он уходит в виртуальное пространство. Значит, родители должны предложить ему альтернативу. Для малышей – это создание развивающей среды. И не в плоскости экрана, а в реальности, с участием взрослых членов семьи. Альтернативой для подростка может стать спортивная секция, общение с друзьями. И очень важна поддержка близких. То есть родители должны находить время для общения с ребенком. Кроме того, надо исключить предмет зависимости – компьютер. Но делать это следует постепенно, изо дня в день уменьшая время, проведенное за компьютером. Здесь важны контроль и дозировка. Что-то ребенок может, и даже должен посмотреть на экране монитора, но это должно вносить вклад в его развитие.


ЭЗ: По каким признакам можно понять, что у ребенка развилась компьютерная зависимость?


– Если ребенок не тратит все свое свободное время на компьютер, с легкостью может переключиться на другую деятельность, значит, зависимости нет. Но если ребенок реагирует эмоционально при попытке забрать у него компьютер, кричит, истерит, то это уже повод насторожиться. В моей практике были случаи, когда дети всю ночь играли в Minecraft, и родители до поры до времени даже не догадывались об этом.


Для начала я бы посоветовала родителям попробовать поиграть вместе с ребенком в компьютерную игру. Так вы протестируете, что это и как это действует на сознание. Именно родители должны участвовать в формировании ценностной шкалы ребенка. Если родители осознают опасность той или иной компьютерной игры для психики малыша, они могут и должны донести свою точку зрения ребенку. Судя по неадекватному состоянию детей, увлекающихся Майнкрафт, этой игре необходимо искать альтернативу.


Что могут сделать родители? Просто начать заниматься с ребенком, обогатить его мир живыми, настоящими предметами, к примеру, заменить электронную книгу обычной, у которой шуршат страницы, пахнут краской. Полезно всей семьей выезжать на природу. Необходимо максимально включать ребенка в реальную жизнь. Конечно, все это хлопотно, но учтите, что основное развитие детей происходит до пяти лет. Если этот период времени ребенок проведет за компьютером, у него уже будет сформирован пласт проблем, разбираться с которыми будет гораздо труднее.




 

Не нашли ответ на свой вопрос? Спросите у эксперта.

Похожие статьи:
    Ребенок до года Ребенок до года (11 месяцев)   Ребенку 11 месяцев   Ребенку 10 месяцев   Ребенку 9 месяцев   Малышу 8 месяцев   Малышу 7 месяцев   Малышу 6 месяцев   Ребенок в 4 месяца...

    Малышу восемь месяцев Здоровье ребенка. Этот месяц принесет немало нового и интересного. У малыша уже довольно ярко проявляется его индивидуальность. В первую очередь это видно по его эмоциональной сфере: есть детишки покладистые, всегда жизнерадостные, а есть и их полные противоположности....

    Внимание: опасный Minecraft Скажите слово «Minecraft» родителям маленьких детей, и вы почти гарантированно услышите множество историй о том, как их дети «подсели» на эту игру. К сожалению, и я не стала исключением. Будучи мамой 9-летнего сына, я на собственном опыте ощутила все «прелести» зависимости от этой игрушки....

    Малышу 7 месяцев Здоровье ребенка. Второе полугодие жизни ребенка - очень интересное время, когда он быстро растет и значительно развивается. Некоторые дети начали готовиться к ползанию уже в предыдущем месяце, некоторые осваивают этот навык только сейчас. Но к концу седьмого месяца большинство малышей уже ползают, и не просто на животе, а «по-настоящему» - на четвереньках. Встречаются дети, которые не проходят этап ползания, а сразу начинают ходить. Нужно сказать, что очень редко это является...

    Школа для моего ребенка Заканчивается учебный год, и кто-то за лето должен определиться с выбором школы для своего новоиспеченного первоклашки, кто-то думает о том, чтобы сменить школу по той или иной причине. Без сомнения, этот выбор очень важен, ведь школы оказывают влияние на будущее наших детей. Конечно, то, какими вырастут наши дети, кем они станут, зависит в первую очередь от нас самих, а потом уже от того образовательного учреждения, которое они посещали. Задача родителей – привить ребенку качества,...

Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:

АРХИВ НОМЕРОВ
КАК ЛЕЧИТЬ
Остеохондроз
Шейный, шейно-грудной, поясничный
Профилактика и лечение.

Простатит
Как уменьшить воспалительный процесс
в предстательной железе?

Внутричерепное давление
Как измерить внутричерепное давление?
5 причин - провокаторов ВЧД

Панкреатит
Народное лечение панкреатита.
Особенности. Травы. Диета

Воспаление яичников
Эндометриоидные кисты. Причины возникновения

ОБЛАКО ТЕГОВ


О проекте / Вакансии / Реклама / Наши партнеры / Контакты / Обратная связь /

"Эксперт здоровья" - научно-популярный медицинский сайт. Только правда о красоте и здоровье от профессионалов.
2010-2014 © Все права защищены. При цитировании материалов данного сайта ссылка обязательна. Разработка сайтов WebNavigator
Наши социальные проекты: Вконтакте Twitter Мой Мир