Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors

Кто такая доула?

доула Здоровье женщины

О таком специалисте, как доула, я узнала из популярного инстаграм-аккаунта одной московской акушерки. Многодетная мама, практикующая акушерка, так убедительно, интересно и ненавязчиво рассказывала о «помощницах в родах», что я заинтересовалась: а есть ли у нас, в Алматы, такие специалисты, было бы интересно пообщаться с ними и узнать все тонкости профессии. Впрочем, поиск специалиста обернулся забавной ситуацией. Информация о доуле нашлась на сайте одного известного частного роддома, однако мой вопрос о доулах вызвал у администратора большое удивление. Я настояла, чтобы администратор уточнила у врачей. Ответ был таков: «У нас доул нет, потому что на каждую роженицу у нас одна акушерка, в отличие от государственных роддомов, где соотношение 1:50. Акушерка окружит каждую женщину необходимыми ей вниманием и заботой».

Доулу в итоге я нашла. И даже не одну, а целых 5 (у каждой женщины – свой путь в профессию: кто-то, будучи мамой, получил сертификат доулы, а кто-то имеет практический опыт работы акушеркой или психологом). С начала 2016 года они провели несколько встреч, планируют организовать Ассоциацию доул Казахстана. У активистки, популяризатора профессии доулы Олеси Ливаренко пересказанный мной разговор вызвал улыбку: «Нас часто путают с акушерками, однако функции и задачи у акушерок и доул совершенно разные».

– Как вы узнали о доулах, где обучались?

У меня нет акушерского образования. Я мать трех девочек, у меня было двое родов. Самое главное для доулы – собственные дети. Хотя в Европе, я слышала, есть доулы без детей. Про доул (от греческого – «служанка»), что примечательно, мне рассказала мой врач, я заинтересовалась и начала искать, где этому можно научиться. Я нашла четырехмесячные курсы – в Киеве, в Ассоциации специалистов по естественному родительству Юлии Шушайло. Там познакомилась еще с одной девушкой из Алматы, нас двое сертифицированных. Есть еще женщины, которые без сертификатов, но у них есть перинатальный опыт – медицинское, психологическое образование. Мы все вместе планируем создавать казахстанскую Ассоциацию доул. Мы хотим популяризовать профессию, чтобы обращение к нашим участникам было знаком качества – эти доулы опытные, проверенные, хорошие.

– В чем отличие доулы от акушерки?

Это совершенно разные профессии. Акушерка заточена под то, чтобы вмешиваться. Когда ребенок идет попкой, плечиком, когда надо сделать кесарево. Она в этот момент, когда вмешивается, не может оказать психологическую помощь роженице. Не потому, что она непрофессиональная – у нее просто другие задачи. Доулы обучаются на помощь, а не на вмешательство, они обеспечивают психологическое спокойствие роженицы. Она не должна знать, как правильно наложить щипцы, как разрезать, когда вовремя отправить на кесарево. Она успокоит маму, подскажет правильную позу, сделает массаж, окутает спокойствием. Поэтому это не медицинская специальность. Доула может сопровождать женщину с 32-35-й недели беременности (подписывается контракт) либо на протяжении всей беременности. При первом варианте – это 4 встречи: 2 встречи до родов, роды и послеродовая встреча, когда даются подсказки по уходу за ребенком, по грудному вскармливанию. Очень часто наши женщины, наслушавшись страшилок мам, подруг, знакомых, коллег, боятся рожать.

Доула, как опытная женщина, может рассказать как и что, она создает позитивный фон, рассказывает про естественные роды, естественный уход за ребенком. К доуле можно обратиться в любое время – она приедет и на тренировочные схватки, и после родов в течение 2-3 часов побудет с мамой и ребенком.

– Я вас слушаю, и у меня создается впечатление, что функции доулы дублируют функции других людей на разных этапах. Сначала опытной подруги, потом мамы и мужа, потом патронажной медсестры? Я правильно понимаю, что доула – человек из вне, профессионал, который пойдет на партнерские роды вместо мамы или мужа?

Правильно! В какой-то мере доула – «мама» роженицы. Но, во-первых, сейчас сложно найти маму, которая пережила положительный опыт родов: в советское время в роддомах роды были поставлены на конвейер, долго не давали побыть в потугах, давали 12 часов, если не родила – мы тебя стимулируем, вытягиваем, режем. А ведь схватки могут длиться больше суток – ни один врач или акушерка не может безотлучно находиться рядом. А доула может. Во-вторых, мама роженицы не всегда может или хочет находиться во время родов, бывает, что дочь сама не хочет присутствия матери. А вот наличие доулы не исключает присутствия мужа. Есть опыт в Европе, когда оба присутствуют на родах. Но муж – это мужчина, это мужская энергия, он просто не знает – как это. Он видит свою женщину, что ей больно, хочет вмешаться, чтобы не было больно. Но так уж положено, что в родах больно, это нормально, это не разрушающая боль, это боль, которая заканчивается и приведет к положительным итогам. Надо уметь прожить этот период.

Доула – подруга и для папы тоже: «Вот сейчас две минуты пройдет, и ее отпустит, иди водички принеси, сейчас все будет нормально». Важно, что доула не воспитывает персонал, маму, мужа – она принимает все таким, как есть. Мы настроены на естественные роды – без стимуляций и прочего, это проговаривается на дородовой встрече. Если женщина в родах меняет решение: я хочу эпидуральную анестезию, дайте мне окситоцинчика, то доула не отговаривает – помогает пережить. Чтобы женщине было максимально комфортно и приятно. Доула, как рабыня: и ноги помоет, и попу подотрет.

– Есть ли ситуации, в которых присутствие доулы не сделает погоды?

Бывают ситуации, при которых в слабой родовой деятельности женщина оказывается истощенной, уставшей (физически или эмоционально). И тут женщина решает, что слово «роды» имеет несколько значений, в том числе «труд» (Labour – англ. «труд»). В таком случае доула помочь вряд ли сможет. Но иногда получается привести женщину в чувство, и роды продолжаются в положительном ключе.

– Если будет плановое кесарево сечение, то доула не нужна?

На сегодня плановое кесарево делается под эпидуральной анестезией. Женщина находится в сознании, доула может подержать ее за руку, объяснить происходящее: «Сейчас сделают надрез на животе, потом будет прокол пузыря, достанут ребеночка», потом поможет приложить к груди. В Европе доулу зовут и на плановое кесарево. Однако у нас в Казахстане я не слышала таких примеров.

– Что дает присутствие доулы? Есть исследования на эту тему?

– Статистика показывает: на 50 % меньше кесаревых сечений без показаний, на 25% короче роды, на 40% реже стимуляция.

– Как к доулам относятся сотрудники роддомов?

Сообщество доул на постсоветском пространстве тесное. Мы общаемся с Россией, Украиной, Беларусью. В разных странах по-разному. В России и на Украине встречается как положительное, так и негативное отношение персонала к нашей профессии. В Беларуси на данный момент существует официальный запрет на присутствие доул в роддомах после некорректного поведения неквалифицированных доул. Но этот вопрос решается сейчас. В  РК – все хорошо, врачи нас приветствуют. Повторюсь – именно от врача я узнала. Но некоторые даже не слышали о таких специалистах. Мы за роженицей пойдем в любой роддом, если надо – на домашних родах будем присутствовать. Решение женщины – в приоритете. В том числе одна из целей создания ассоциации – база данных, в каких роддомах лояльно относятся к доулам, где приветствуют позднее пережимание пуповины.

– Сколько стоят услуги доулы?

– В Казахстане большой разлет цен, нет устоявшихся расценок. На постсоветском пространстве доула получает за один контракт порядка 200 долларов. В США – от 400 до 700 долларов, притом что услуги акушерки – 1000-500 долларов. В доульском сообществе принято считать, что услуги доулы должны стоить в 2 раза ниже, чем услуги акушерки.

– На что бы вы рекомендовали обратить внимание при выборе доулы?

Вы выбираете профессионала, поэтому попросите дипломы и сертификаты. Также важен психологический комфорт. Если вам доула не нравится как человек, не надо нанимать ее. Поговорите с 2–3 доулами, выберите свою.

– Есть ли у доул этика?

Не вмешиваться в роды, не мешать медперсоналу. Бывает такое, что акушер или врач по показаниям делает то, чего роженица просила не делать до родов. Наша задача – не хватать врача за руку, а помочь женщине прожить. Мне бы хотелось, чтобы женщины стали рожать более осознанно. Врачи не учат, как дышать, как проживать роды. Если не хотите приглашать доулу, то почитайте побольше, найдите подругу с положительным опытом родов, с мужем сходите на курсы подготовки. Помощь не доулы тоже возможна. Вот на Руси как рожали: была повитуха и помощница-подруга. Я бы хотела, чтобы мои девочки, а я пойду на роды с дочками, рожали спокойно, уверенно, не боясь ничего. Роды – это естественный процесс, все будет хорошо.

Наталия Карева, доула-психолог:

По первому образованию я – музыкант, преподаю детям фортепиано, учу музыке сына. По второму – психолог, консультирую взрослых и детей, работаю с семьями. Мне приятно использовать в работе экзистенциальный подход, с детьми гештальт-терапия хорошо помогает установить контакт. Для меня профессия доулы – это возможность информационно, физиологически и психологически поддержать женщину до, во время и сразу после родов. В качестве доулы я была на родах 4 раза, сама замечательно родила двоих деток, кроме того, готовила к родам и консультировала после родов как психолог множество женщин. Неотлучное присутствие доулы, ее помощь позволяют женщине хорошо родить. При такой поддержке женщина в родах попадает в свой собственный инстинкт, то есть она сильна и сосредоточенна. Кроме того, доула делает послеродовое пеленание, эта практика очень древняя, имеющая глубокие экзистенциальные корни, ведь женщина в родах и сама рождается как мама. Информационная и физиологическая подготовка во время беременности обеспечивает комфортные, понятные роды и ясную картину первых недель жизни с малышом.

Юлия Шацких, доула-акушерка:

По первому образованию я психолог, также у меня неоконченное образование акушерки, сейчас буду продолжать учиться. В промежутке я училась на разных курсах естественного подхода к беременности, родам. Как акушерка я смогу следить, чтобы не было перекосов. С одной стороны, чтобы к женщине не относились, как к объекту, не обращались с ней, как не с вполне сознательным человеком, и не применяли неоправданные манипуляции. С другой стороны, чтобы не было уклона в совсем естественность – пусть идет, как идет, смогу отговорить от опасного в некоторых ситуациях решения рожать дома. В качестве доулы я помогала 9 роженицам. Свою задачу я вижу в том, чтобы женщине в родах было и комфортно, и безопасно.

ZOJ.KZ
Подписаться
Уведомление
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Мы будем благодарны вам за комментарий x