То, что есть опасные заболевания, появление которых спровоцировано переживаниями, известно всем. Правда, принято считать, что это удел взрослых, ответственных за свою жизнь людей. Другое дело – дети: какие у них могут быть проблемы?
Что такое психосоматика?
Сыты, одеты, ну разве что в подростковом возрасте начинаются поиски себя, да любовь может нагрянуть неразделенная… К сожалению, это не так. На сегодняшний день уже доказана связь некоторых заболеваний детей с состоянием их психики. Раздел медицины, занимающийся этим, так и называется – психосоматика («психэ» – душа, «сома» – тело).
Как заподозрить психосоматическое заболевание?
Проблема в том, что болезни эти «маскируются» под обычные. Это могут быть частые ОРВИ, приступы бронхиальной астмы, дискинезии желчевыводящих путей, аллергические проявления.
Но у психосоматических заболеваний есть общие признаки:
- Болезнь возникает, как говорится, на ровном месте. Казалось бы, еще вчера все было в порядке, и вот уже врач ставит диагноз, и ребенок буквально чахнет на глазах.
- Нет генетической предпосылки для появления именно этого заболевания. Обычно в семье все же прослеживаются определенные закономерности в плане болезней. Если кто-то из родителей страдает аллергией, то аллергические проявления у ребенка вполне ожидаемы. Но если в роду ни у кого подобного не было, а у ребенка реакция то на одно, то на другое, да и вообще непонятно, на что именно, это наталкивает на предположения о психосоматике.
- Лечение не дает ожидаемого эффекта. Сначала врач довольно бодро сообщает, что «не волнуйтесь, мамочка, полечитесь и все пройдет». Но курс терапии приходится заменять другим, повторять его снова и снова, и врач уже менее уверенно говорит, что «какое-то у ребенка нетипичное течение болезни». Вы, конечно, бегаете по специалистам в поисках лучшего, и это правильно. Но, к сожалению, обычно все они лечат только симптомы – то, что болит, ведь обращаетесь вы по узкому профилю конкретной врачебной специальности. До психотерапевта редко кто добирается, поэтому первопричина остается в тени.
Почему?
Это, конечно, главный вопрос. Многим родителям тяжело признать, что проблемы со здоровьем малыша как-то связаны с проблемами в семье. Но именно так, через болезнь, организм ребенка сам находит решение множества недоразумений.
И действительно, как же еще этого достичь?
- Мама всегда занята? Но ведь при болезни ребенка она найдет выход: может, на больничный пойдет, может, просто отпросится. Неважно, каким образом, но она будет рядом!
- Ребенку тяжело от морального давления? Прессинг, желание родителей-перфекционистов вырастить из ребенка человека, совершенного во всех отношениях, также можно преодолеть с помощью болезни. Мало у кого повернется язык упрекать в чем-то больного ребенка, и даже самые сухие и требовательные родители, скорее всего, хотя бы на период болезни найдут слова утешения и будут способны приласкать малыша.
- Непосильные нагрузки в школе? И тут болезнь приходит на помощь: как минимум неделька отдыха гарантирована.
Мы не симулянты!
Можно сделать ошибочный вывод, что психосоматические болезни – это не болезни, а просто игра какая-то, когда ребенок достигает желаемого с помощью своих жалоб. Это не так.
Игра-то, может быть, и игра. Но играет тут организм, а не сам ребенок. Как может малыш просимулировать приступ бронхиальной астмы, о проявлениях которой он и представления не имеет? Или сыпь на теле – она ведь самая настоящая, не нарисованная! Так по каким же правилам «играет» организм? Тут сложные цепочки, когда неудовлетворенные желания вызывают постоянные негативные эмоции. Эти эмоции не исчезают в никуда – они проявляются повышением артериального давления, тонуса скелетной мускулатуры и нарушениями в работе вегетативной нервной системы, которая управляет всеми функциями организма.
При постоянном повторении психотравмирующих ситуаций такие изменения, конечно, будут выливаться в болезнь. Но болезнь, доставляя физические страдания, в определенной мере имеет и бонусы: благодаря ей тревога, как правило, уходит – либо просто из-за переключения внимания ребенка на неприятные симптомы, либо из-за необычного способа разрешения травмирующей ситуации. То есть проблема переходит из сферы психической в сугубо материальную, физическую. С одной стороны, кажется, это более простой вариант – ведь мы тут все «борцы с опытом»: многие мамы уже сами способны учебники по педиатрии писать, столько всего прочитано и апробировано.
С другой – именно сейчас обычные способы лечения будут иметь очень скромный эффект. Ведь болезнь пришла во спасение – она защищает малыша. Ситуация заходит в тупик: как ребенок может «отпустить» свое заболевание? Ведь в этом случае ему опять придется страдать! Поэтому болезнь непременно будет рецидивировать. Вылечить ребенка можно, только искоренив основной источник проблемы – в данном случае это не вирусы, не нарушения диеты или аллергены, а психологические трудности.
На примерах
В немного упрощенном виде результаты работы психологов по разным заболеваниям можно представить так:
- Ребенок часто страдает ангинами. Обычно это дети, у которых постоянно копятся невысказанные мысли и переживания. Чтобы выяснить, с чем именно они связаны, нужно понаблюдать – возможно, сложности в иерархии детей в детском саду, или с новым учителем и т.д. Но ребенок почему-то не может поделиться этим с вами, возможно, вы пресекаете его откровения рассуждениями типа «мальчики не плачут» или «потерпи, привыкнешь». Крик протеста как бы застревает, «становится комом» в горле – это, конечно, несколько образно, но истоки в случае психосоматических заболеваний горла часто именно таковы.
- Анемия, плохо поддающаяся лечению. Ребенку исправно обеспечивают прописанные врачом лекарства, свежий воздух и калорийное питание, но результаты какие-то совсем уж скромные. Возможно, ему не хватает красок жизни? Не слишком ли все «запротоколировано» в его привычном режиме? Вырваться в парк, на концерт, причем не для развития, а просто для удовольствия, сделать то, что хочет сам ребенок, «погонять мяч» во дворе – родители должны задуматься: есть ли такие неожиданные и радостные моменты у ребенка?
- Дискинезии желчевыводящих путей (проявления – боли в животе, запоры или, наоборот, склонность к неустойчивому стулу). Бывают у стеснительных, замкнутых, нервных детей, тяжело переносящих ситуации одиночества или же вхождения в новый коллектив. Поражение пищеварительной системы провоцируют страхи, боязнь принятия решения, необходимость сделать выбор. Ведь и у взрослых часто возникают проблемы «с животом» перед какой-то ответственной ситуацией, тут механизм схож. Только у детей ситуация может затянуться, так как причина не всегда лежит на поверхности. И ребенка начнут лечить совсем не от того, от чего следовало бы.
- Хронические риниты, аденоидиты, в тяжелых случаях – бронхиальная астма. В соответствии с диагнозом ребенку тяжело дышать. Но и психологическая основа развития болезни та же: тяжело дышать! То есть что-то стесняет его, лежит камнем на груди. Это может быть чувство вины, возможно, даже из-за неправильного трактования какой-то ситуации, нередко в истоках лежит гиперопека – ребенку шага не дают ступить в переживаниях «как бы с ним чего не случилось». Такая повышенная тревожность родителей неминуемо передается и самому ребенку, накладывает отпечаток на характер, вызывает болезненные физические проявления.
Лекарства не из аптеки
Чтобы справиться с психосоматическими болезнями, придется что-то перестраивать в жизни ребенка. Иногда причина лежит на поверхности – и это проще. Например, ребенок терпеть не может детский сад и «не вылезает» из ОРВИ с самого первого дня его посещения. Перепробовав все иммуномодуляторы и антибиотики, приходится признать, что толку от них маловато. И теперь надо решать вопрос по-другому: укорачивать «детский день» в садике, начинать процесс привыкания заново, буквально с часа в день, обращаться за помощью к бабушкам и т.д.
Труднее, когда проблема лежит глубже, – тогда требуется посетить детского психолога, чтобы выяснить, что же так тревожит и мучает ребенка, что заставляет его уходить в болезнь. Но, независимо от формы заболевания и его причины, есть общие рекомендации для общения с детьми при подозрениях на психосоматическую природу их болезней: — Не провоцируйте ребенка на болезнь сами.
Конечно, больной и несчастный малыш вызывает сочувствие. Но не идите слишком быстро на все уступки, снимая привычные «барьеры», которые присутствовали до этого момента: постоянное внимание, бесконтрольный просмотр телевизора, куча новых игрушек – в общем, исполняем любой каприз! Вы бы сами не захотели поболеть лишний раз в таких условиях? — Сделайте болезни «невыгодными».
Для этого у ребенка должна быть интересная жизнь. Если во время болезни придется отказываться от своих обычных радостей, то ребенку будет что терять.
В противном случае все упущения сведутся лишь к непосещению школы или детского сада, а эти «потери» сомнительны в своей ценности.
- Старайтесь, чтобы ребенок не боялся выражать свои эмоции. Не делите его чувства на «разрешенные» и «запретные». Показывайте, что вы понимаете его, разделяете переживания, докажите это тактильно – обнимите, передайте частицу своего тепла. Давайте ребенку свободу в принятии решений, хотя бы в не принципиально важных вопросах.
- Не бойтесь обратиться к психотерапевту. В Европе это достаточно распространенная практика, когда при хронических заболеваниях с ребенком обязательно работает психолог.
Особенно если для такого заболевания нет предпосылок в виде наследственной предрасположенности.
И всегда помните, что любовь и забота помогут преодолеть любые, даже кажущиеся неизлечимыми заболевания!